«Трубка Мира»

трубка мираВ середине августа 1965 года в газетах было напечатано сле­дующее короткое сообщение:

«Смена мастера Сухомлина треста «Якуталмаз» нашла ювелир­ный алмаз весом 42 карата, пра­вильной геометрической формы — октаэдр. Чудо-камень назвали «Строителем».

Итак, блестящую — в букваль­ном смысле слова! — семью круп­ных якутских алмазов можно по­здравить с пополнением. Познако­мимся с некоторыми членами этой семьи.

Алмаз «Октябрьский». Он появился на свет летом прошло­го года. Пока это «чемпион в тя­желом весе» среди якутских ал­мазов — он весит 69 каратов. Но как знать, быть может ему не­долго удастся удерживать этот рекорд!

Алмаз «Валентина Терешкова», весящий 51 карат, был най­ден, как нетрудно догадаться, в 1963 году, вскоре после вели­колепного полета первой в мире женщины-космонавта.

Сверкающее «трио» — алмазы «Комсомольский», «За счастье детей» и «Олимпийский» — заиграло в лучах солнца в 1964 году. Последний из них обязан своим именем победам советских спортсменов на олим­пиаде в Токио. Как видите, име­на крупным алмазам дают звуч­ные.

Все перечисленные здесь пре­красные камни были найдены в кимберлитовой трубке Мир, кото­рую часто называют также и трубкой Мира. А как все-таки пра­вильнее: «трубка Мир» или «труб­ка Мира»!

Оба имени прославленной трубки имеют одинаковое право на существование, оба правиль­ные.

Когда молодой геолог Юрий Хабардин обнаружил летом 1955 года коренное месторожде­ние алмазов — кимберлитовую трубку, он дал радиограмму: «За­курил трубку Мира». Уже через два года началась промышленная разработка коренного месторож­дения. В официальных документах и в печати его именуют трубкой Мир, а в обиходе геологи назы­вают его как в радиограмме Хабардина — трубкой Мира. Впро­чем, символический смысл обеих названий один и тот же.

Из биографии алмаза

В самом начале нашей эры римский естествоиспытатель Пли­ний Старший дал довольно под­робное описание алмаза. Однако верные наблюдения перемешаны у него с фантастическим вымыс­лом.

Плиний утверждал, например, что алмаз родится только в золо­те и вместе с золотом. Твердость алмазов — «несказанная». «Они так сопротивляются удару на на­ковальне, что железо с обеих сто­рон разлетается и сама наковаль­ня растрескивается». Чем же мож­но победить алмаз! Римский пи­сатель дает необычный рецепт: оказывается, алмаз — «эта неодо­лимая сила, противящаяся двум сильнейшим веществам в приро­де, железу и огню», — размягчается… от горячей козлиной крови.

«Алмаз, — утверждает Пли­ний, — уничтожает действие яда, рассеивает пустые бредни, осво­бождает от пустых страхов».

Древние индусы разделяли ал­мазы, так же как и людей, на четыре касты: брахманов, кшат­риев, вайшьев и шудр. В соответ­ствии с этим белые кристаллы относились к брахманам, кристал­лы с красноватым оттенком — к шатриям, зеленоватые — к вай­шьям и серые — к шудрам. Каж­дый из названных классов посвя­щался особому божеству.

В средние века умножалось число фантастических вымыслов об алмазе, они упорно передава­лись от одних авторов к другим, проникая в медицинские трактаты и специальные книги о камнях — лапидарии. Вот отрывок из одной такой книги, относящейся к XVI веку: «Алмазы растут вместе — один маленький, другой большой. Растут они без участия человека вместе, мужские и женские. Питаются они небесной росой и про­изводят на свет маленьких детей, которые множатся и растут».

Старые русские поверья при­писывали алмазу чудодействен­ные свойства. «Если камень алмаз воин носит на левой стороне во оружиях, тогда бывает спасен от всех супостатов своих и сохранен бывает ото всякие свары и от на­хождения духов нечистых. Тот же алмаз, кто его при себе носит, грежение и сны лихие отгоняет. Тот же алмаз окорм смертный объявит, аще к тому камени приближится, то потети начнет. Ал­маз пристоит при себе держати тем людям, кои страждут лунным страданием и на которых нощию стень находит. Алмазом камнем еще беснующегося человека осяжает, тогда та болезнь переме­нится».

Способ обработки алмаза ал­мазом был известен на Востоке уже в глубокой древности. В од­ном из санскритских стихов мы находим строчки:

Фария не может царапать никакой

Драгоценный камень, —

Он царапает все камни. Фарий царапает фария…

Здесь под фарием подразуме­вается алмаз.

По свидетельству аль Бируни (937—1048 гг.) алмаз находил на древнем Востоке и практическое применение: «Жители Ирака и Хорасана не различают сортов алма­за и их цвета, и все они для них одинаковы, так как они их упот­ребляют только для сверления». Порошок алмаза для сверления и резьбы на твердых камнях Би­руни рекомендует приготовлять следующим способом. Алмаз «обвертывают в кусок свинца и осторожно бьют по нему, пока сила удара не одолеет его и он, ослабев, перестанет сопротивлять­ся им… Когда алмаз разбивают на мелкие куски или же растира­ют, то следует приставить челове­ка, который отгонял бы мух, по­тому что они могут унести кру­пинки алмаза. Говорят, муха втя­гивает их в свой хоботок и уле­тает с ними».

Об открытии месторождений русских алмазов мечтал М. В. Ло­моносов — еще в те времена, когда считалось, что драгоценные камни «могут родиться только в жарких южных странах».

«Станем искать металлов, зо­лота, серебра и прочих; станем добираться отменных камней, ас­пидов и даже до изумрудов, яхонтов и алмазов». «По многим доказательствам заключаю, что и в северных земных недрах пространно и богато царствует на­тура».

По книге И. И. Шафрановского «Алмазы»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>