Секрет древних гончаров

секрет гончаровКак известно, в керамическом производстве употребляют глину разных оттенков красного, жел­того и белого цветов. Встречаю­щаяся в природе черная глина (например, юрская) не пластич­на, из нее нельзя ничего выле­пить. Но каждый любитель ке­рамики знает черные глиняные изделия, матовые или блестящие. Снаружи они интенсивно черные, а черепок в изломе — темно-се­рый. Большинство таких сосудов кустарной работы, многие из них — северокавказского проис­хождения. Гораздо реже можно увидеть черный горшок на ка­ком-нибудь русском базаре. Но, пожалуй, только археологам из­вестно, что черные глиняные со­суды умели делать на террито­рии нашей страны еще около двух тысяч лет тому назад.

Однако удивительно не то, что такие изделия были — и очень давно, — а то, как их изго­товляли.

Исследования археологов-керамистов

Руководитель лаборатории ке­рамики профессор А. В. Филип­пов проделал опыты, которые показали, что, как и теперь, в древности черные керамические изделия получали из обыкновен­ной красной глины, применяя особый режим обжига.

Материалом для опытов Фи­липпова послужили фрагменты сосудов XVII века, найденные нами в мастерской московского гончара при раскопках в Заяузье — примерно там, где сей­час стоит высотное здание на Ко­тельнической набережной.

В этой мастерской, кроме остатков гончарного горна и по­мещения, где формовались сосу­ды, обнаружены целые склады «брака» — сосудов, покоробив­шихся и лопнувших во время обжига.

Мы взяли оттуда несколько черных изделии — кувшин, чере­пицу, миску и раскололи их. Одни фрагменты остались у ар­хеологов, другие были переданы в лабораторию А. В. Филиппова, где они были подвергнуты об­жигу при разных температурах и свободном доступе кислорода. Потом черепки снова склеили. Черный цвет сохранили только те черепки, которые оставались у археологов и не подвергались дополнительному обжигу в лабо­ратории. Другие же, в зависи­мости от температуры обжига, приобрели разные оттенки при­родного цвета глины — от серова­то-красноватого до кирпично­-красного. К сожалению, техниче­ские условия печати не позволя­ют воспроизвести здесь все эти оттенки. Красные черепки полу­чались после обжига в окисли­тельной среде при температуре не менее 700° С, а чаще — при 900° С.

Помогают свидетельства этнографов

Из опытов следовало, что при обжиге в окислительной среде имеющееся в составе глины же­лезо окисляется до окиси Fe2O3. Эта окись и придает глине крас­ный цвет. Видимо, при темпера­туре ниже 700—900° С процесс окисления идет не полностью, и тогда получаются различные оттенки серовато-красноватых то­нов.

В древности, стало быть, что­бы сделать из красной глины черные изделия, железо не окисляли, а восстанавливали углеро­дом до закиси:

2Fe2O3 + С = 4FеО + СO2.

Как этого добивались?

Ответ можно найти в описа­ниях кустарного производства черной посуды, сделанных этно­графами еще в первой четверти нашего столетия по различным районам России.

посудаПосуда XVII века работы москов­ских мастеров: рукомойник, ку­бышка.­

Описания сходятся в следую­щем. После полного обжига из­делий при температуре 700-900° С и свободном доступе воз­духа гончар полностью закрывал выходное отверстие горна, а за­тем, бросив в топку какое-либо смолистое топливо, замазывал и топочное отверстие (прекращая тем самым доступ в горн кисло­рода). «Смолка» — как называли это топливо — теперь не горела ярким пламенем, а тлела и дымила. Наблюдатели думали, что изделия, находившиеся в горне, «пропитываются смолистым ды­мом», отчего и приобретают чер­ный цвет.

Однако на самом деле процесс здесь был более сложный. «Смолка», тлея, поглощала кислород из состава самой глины изделий, восстанавливая Fе2О3 до FеО. Все глиняное тесто приобретало серый цвет. А избыточный угле­род оседал на поверхности изде­лий, придавая ей аспидно-черную окраску. В тех же местах, кото­рые были закрыты, образовыва­лись серые пятна. Найден­ные во множестве черепки — в изломе серого цвета. И вот, если такой черепок даже через тысячу лет вновь обжечь в окис­лительной среде, процесс пой­дет в обратном направлении, и черепок вновь станет кирпично­-красным.

Углерод с поверхности выго­рает уже при 200° С, а FеО окисляется до Fе2О3 при гораздо более высокой температуре.

Глиняные заменители металла

При археологических раскоп­ках находят и остатки произ­водств, и сами гончарные изде­лия, изготовленные так, как здесь было рассказано, 300, 500 и даже более полутора тысяч лет назад. Производство то прекра­щалось, то расцветало вновь, в зависимости от моды, от вкусов заказчиков.

В XVI—XVIII веках возрож­дение и расцвет в московской Гончарной слободе древней тех­ники восстановительного обжига связаны, как это ни странно по­кажется, с распространением моды на металлическую столовую посуду.

Богатые люди ели тогда на золоте и серебре, горожане по­проще употребляли оловянную и медную посуду. Но мелкому люду и это было не по карману. Вот для них-то московские гон­чары и стали изготовлять из гли­ны посуду, похожую на метал­лическую.

Еще до обжига гончары тща­тельно заглаживали («лощили») поверхность изделий, отчего она приобретала металлический блеск. А в зависимости от режи­ма обжига получались или крас­ные, похожие на медные, или темные, похожие на оловянные и даже на старые серебряные со­суды. С годами в моду вошли больше темные сосуды. Потом стали делать черную черепицу, черные плитки для полов и т. д.

Нужно ли говорить, что гон­чары, применявшие восстанови­тельный обжиг, не имели даже отдаленного представления о хи­мической сущности этого про­цесса, открытого ими чисто эмпи­рически?

Доктор исторических наук М. Г. Рабинович

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>