Как известно, в керамическом производстве употребляют глину разных оттенков красного, желтого и белого цветов. Встречающаяся в природе черная глина (например, юрская) не пластична, из нее нельзя ничего вылепить. Но каждый любитель керамики знает черные глиняные изделия, матовые или блестящие. Снаружи они интенсивно черные, а черепок в изломе — темно-серый. Большинство таких сосудов кустарной работы, многие из них — северокавказского происхождения. Гораздо реже можно увидеть черный горшок на каком-нибудь русском базаре. Но, пожалуй, только археологам известно, что черные глиняные сосуды умели делать на территории нашей страны еще около двух тысяч лет тому назад.
Однако удивительно не то, что такие изделия были — и очень давно, — а то, как их изготовляли.
Исследования археологов-керамистов
Руководитель лаборатории керамики профессор А. В. Филиппов проделал опыты, которые показали, что, как и теперь, в древности черные керамические изделия получали из обыкновенной красной глины, применяя особый режим обжига.
Материалом для опытов Филиппова послужили фрагменты сосудов XVII века, найденные нами в мастерской московского гончара при раскопках в Заяузье — примерно там, где сейчас стоит высотное здание на Котельнической набережной.
В этой мастерской, кроме остатков гончарного горна и помещения, где формовались сосуды, обнаружены целые склады «брака» — сосудов, покоробившихся и лопнувших во время обжига.
Мы взяли оттуда несколько черных изделии — кувшин, черепицу, миску и раскололи их. Одни фрагменты остались у археологов, другие были переданы в лабораторию А. В. Филиппова, где они были подвергнуты обжигу при разных температурах и свободном доступе кислорода. Потом черепки снова склеили. Черный цвет сохранили только те черепки, которые оставались у археологов и не подвергались дополнительному обжигу в лаборатории. Другие же, в зависимости от температуры обжига, приобрели разные оттенки природного цвета глины — от серовато-красноватого до кирпично-красного. К сожалению, технические условия печати не позволяют воспроизвести здесь все эти оттенки. Красные черепки получались после обжига в окислительной среде при температуре не менее 700° С, а чаще — при 900° С.
Помогают свидетельства этнографов
Из опытов следовало, что при обжиге в окислительной среде имеющееся в составе глины железо окисляется до окиси Fe2O3. Эта окись и придает глине красный цвет. Видимо, при температуре ниже 700—900° С процесс окисления идет не полностью, и тогда получаются различные оттенки серовато-красноватых тонов.
В древности, стало быть, чтобы сделать из красной глины черные изделия, железо не окисляли, а восстанавливали углеродом до закиси:
2Fe2O3 + С = 4FеО + СO2.
Как этого добивались?
Ответ можно найти в описаниях кустарного производства черной посуды, сделанных этнографами еще в первой четверти нашего столетия по различным районам России.
Посуда XVII века работы московских мастеров: рукомойник, кубышка.
Описания сходятся в следующем. После полного обжига изделий при температуре 700-900° С и свободном доступе воздуха гончар полностью закрывал выходное отверстие горна, а затем, бросив в топку какое-либо смолистое топливо, замазывал и топочное отверстие (прекращая тем самым доступ в горн кислорода). «Смолка» — как называли это топливо — теперь не горела ярким пламенем, а тлела и дымила. Наблюдатели думали, что изделия, находившиеся в горне, «пропитываются смолистым дымом», отчего и приобретают черный цвет.
Однако на самом деле процесс здесь был более сложный. «Смолка», тлея, поглощала кислород из состава самой глины изделий, восстанавливая Fе2О3 до FеО. Все глиняное тесто приобретало серый цвет. А избыточный углерод оседал на поверхности изделий, придавая ей аспидно-черную окраску. В тех же местах, которые были закрыты, образовывались серые пятна. Найденные во множестве черепки — в изломе серого цвета. И вот, если такой черепок даже через тысячу лет вновь обжечь в окислительной среде, процесс пойдет в обратном направлении, и черепок вновь станет кирпично-красным.
Углерод с поверхности выгорает уже при 200° С, а FеО окисляется до Fе2О3 при гораздо более высокой температуре.
Глиняные заменители металла
При археологических раскопках находят и остатки производств, и сами гончарные изделия, изготовленные так, как здесь было рассказано, 300, 500 и даже более полутора тысяч лет назад. Производство то прекращалось, то расцветало вновь, в зависимости от моды, от вкусов заказчиков.
В XVI—XVIII веках возрождение и расцвет в московской Гончарной слободе древней техники восстановительного обжига связаны, как это ни странно покажется, с распространением моды на металлическую столовую посуду.
Богатые люди ели тогда на золоте и серебре, горожане попроще употребляли оловянную и медную посуду. Но мелкому люду и это было не по карману. Вот для них-то московские гончары и стали изготовлять из глины посуду, похожую на металлическую.
Еще до обжига гончары тщательно заглаживали («лощили») поверхность изделий, отчего она приобретала металлический блеск. А в зависимости от режима обжига получались или красные, похожие на медные, или темные, похожие на оловянные и даже на старые серебряные сосуды. С годами в моду вошли больше темные сосуды. Потом стали делать черную черепицу, черные плитки для полов и т. д.
Нужно ли говорить, что гончары, применявшие восстановительный обжиг, не имели даже отдаленного представления о химической сущности этого процесса, открытого ими чисто эмпирически?
Доктор исторических наук М. Г. Рабинович