Рассказывает модельер

модельерХимия — повсюду

Какой бы вид одежды мы ни взяли — бальное платье, повседневный костюм, рабочую куртку — везде химия сказала свое слово.

Синтетический «безразмерный» трикотаж приме­няется для купальных костюмов, перчаток, носков. Одно из чудес: в купальном костюме из аце­татного шелка можно хорошо загорать на солнце, этот материал пропускает ультрафиолетовые лучи.

Из синтетики делают кружева и белье, тончай­шие ткани для легких платьев и ленты для школь­ниц…

Трикотажные изделия из лавсана, нитрона, сило­на то внешнему виду не отличаются от шерстяных, но они легче, прочнее, разнообразнее окрашены.

Летом

Мы не расстаемся с изделиями из химического волокна в жаркую погоду.

Достаточно прополоснуть под кра­ном мужскую капроновую рубашку, полчаса просушить ее на вешалке — и белоснежный летний туалет создаст вам отличное настроение! Не менее удобны летние платья для женщин, сделанные из капрона, дедерона.

Зимой

Новые материалы «облегчили» (в прямом смысле слова) нашу жизнь и зимой.

На смену тяжелой, громоздкой одеж­де приходят легкие куртки и пальто из заменителей кожи на поролоне или искусственном меху. Сравните:  обычно зимнее мужское пальто весит около трех с половиной килограммов. А то же пальто «в пересчете» на синтетические материалы — вдвое легче!

Даже космонавты…

Раньше, говоря о шубе из нейлона, мы представляли себе изящное город­ское манто, а сейчас… Зимовщики на Севере или в Антарктике, рыбаки и ки­тобои, летчики Заполярья, космонав­ты — люди, испытывающие большие перегрузки или занятые тяжелым физическим трудом, удобно и свободно чувст­вуют себя в комбинезонах, сделанных из новейших синтетических материалов. Они не боятся даже самых сильных мо­розов!

Каркас костюма

Самые удачные изделия из синтети­ки выгодно отличаются от другой одеж­ды —они эластичны, хорошо окрашены, почти невесомы.

Удобная «малогабаритная» одежда создается не только благодаря примене­нию новых тканей для верха. Обновляются и материалы, создающие каркас костюма. Вместо льняных прокладок, конского волоса, ваты вырабатывается более дешевая, прочная и легкая про­кладка из капроновых нитей, нетканый материал из проклеенных волокон — флизелин, пенопласты, клеевые кромки.

Новая технология…

Изменяется и технология шитья. От­падает надобность в целом ряде опера­ций — наметке, стежке, вспушке. Двусторонние ткани и материалы, где ткани верха заранее соединены с утепляющей прокладкой или подкладкой, удешевля­ют и облегчают процесс изготовления одежды.

Однако обработка тканей из искусст­венных волокон и их художественное оформление связаны с рядом трудностей. На текстильных фабриках еще не­достаточно термоусадочных машин, устраняющих чрезмерную усадку тканей. Швейным предприятиям приходится ме­нять оборудование, находить новые приемы обработки, новые температур­ные режимы.

…и мода

Эти особенности отражаются на моде. Ее характеризуют логичность конструк­тивных решении одежды, четкость ли­ний покроя, лаконичность.

Новые свойства химических материа­лов формируют новые вкусы. Наши эс­тетические взгляды постепенно изменяются.

Так, раньше в технологии швейных изделий большое место занимала влаж­но-термическая обработка. Сутюжка, от­тяжка, удаление лассов — этим операци­ям уделялось особое внимание. В ста­бильных видах одежды (например, в мужском костюме) новые линии, вытач­ки и разрезы зачастую воспринимались с недоверием. Считалось, что форму нужно создавать утюгом.

Разумеется, при массовом изготовле­нии одежды из синтетических тканей технологи стремятся сократить до мини­мума утюжную обработку: ведь она очень трудоемка. Помимо экономиче­ских соображений учитываются и осо­бенности обработки тканей из химиче­ских волокон. Большинство их требуют строгого соблюдения определенных температурных условий. Повышение тем­пературы вызывает плавление искусст­венного волокна, нарушает технологиче­ский процесс. Поэтому в моделях из но­вых тканей стремятся предусмотреть создание формы в самой конструкции. Кокетки, подрезные детали, дополни­тельные швы теперь уже не кажутся «чужими» в мужской одежде. Эстетиче­ские требования сказываются в дру­гом — особое внимание уделяется выра­зительности силуэта, гармонии пропор­ций, рисунку деталей.

За последнее время мы уже привык­ли видеть в мужских костюмах и курт­ках вытачки на плечевых срезах спинки. Эта вытачка заменяет сутюжку и посадку плечевого среза спинки — операции, которые трудно выполнить на сухих тка­нях. Они совсем не «режут глаз». А в первое время, когда стали применять эту вытачку, она многим казалась некра­сивой…

Модельер изучает свойства полимеров

Художнику-модельеру, создающему модели из новых тканей, приходится внимательно изучать их пластические свойства, учитывать возможности, кото­рые дает новый материал. Например, создавая образцы из дублированных тканей, модельеры избегают лишних де­талей, неоправданных разрезов, вытачек. Дублирование тканей и материалов с тонким слоем пенопласта придает им упругость и некоторую «несговорчивость» в обработке, хотя внешний вид тонких хлопчатобумажных тканей при этом несомненно улучшается. Но прихо­дится следить за тем, чтобы форма не давала устойчивых заломов и складок — в этих местах поролоновая прокладка истирается и выкрашивается, портится общий вид модели.

Для тканей типа «ганекс» нельзя при­менять влажно-термическую обработку. Поэтому в моделях из этих тканей проектируют не «посадку», а особую конфи­гурацию деталей, например, рукав со швом посередине, воротник с отрезной стойкой и т. п.

Работаем без ножниц

Там, где это возможно, стараются обойтись без помощи ножниц. Поэтому форма курток, пальто и других изделий получается несколько обобщенной, мо­нолитной, наполненной, как говорят художники.

В костюмах эти «излишки» исчезают, форма становится более компактной, прилегающей. Но в обоих случаях меня­ются пропорции, силуэт, очертания де­талей.

Комбинирование тканей

Добавление и природным синтетиче­ских волокон значительно меняет свой­ства тканей. Льняное полотно от прибав­ки лавсана становится несминаемым. Его хорошо используют для создания разно­образных типов летней одежды.

Ткани, изготовленные из отходов шерсти, штапельного волокна и капро­на, дешевле хлопчатобумажных, а прочность их примерно в десять раз выше.

Шерстяное волокно, уже прослужив­шее свой век, обретает вторую моло­дость в смеси с лавсаном.

Ацетатное волокно, нитрон, капрон, вискозу комбинируют с отходами тек­стильного производства — камвольными или гребенными очесами, получая ткани с интересными структурами и новыми свойствами.

Объемная пряжа

Химики решили использовать усадку лавсановых волокон для выработки так называемой объемной пряжи. Обрабо­танные при повышенной температуре во­локна, соединенные с необработанными, образуют после прядения прочную пу­шистую нить. Ткани из объемной пряжи мягки, эластичны. Они хороши для мяг­ких силуэтов.

«Лицо» новых тканей

Для современной моды характерно, что грань между «мужскими» и «жен­скими» тканями стирается. Если в цвете еще сохраняется «разделение полов» (тона женской одежды, как правило, яр­че мужской), то в комбинации волокон, переплетениях и фактуре разницы почти нет.

Такому сближению способствует об­щее «лицо» новых тканей из синтетиче­ских волокон. Халат из штапельного по­лотна, костюм из вискозы, пальто из капрона — эти виды одежды могут быть и мужскими и женскими.

Цвет «мокрого асфальта»

У многих тканей из синтетики харак­терный блеск. Блестящая, «скользкая» поверхность синтетических материалов казалась нам поначалу непривычной. Но потом это отразилось на моде, появи­лись даже новые названия модных цве­тов. Например, для вечерних мужских костюмов рекомендуют оттенки «мокро­го асфальта». В Японии в «скользящих» свойствах новой одежды некоторые шут­ники видят выход из положения в часы пик: предполагается, что в синтетической одежде пассажиру на транспорте легче «лавировать».

В огне не горит, в воде не тонет

Но если отбросить в сторону шутки, то безусловно можно утверждать, что ткани из искусственных волокон и синте­тические пленки помогают создавать удобные производственные костюмы са­мого различного назначения.

Например, обычная капроновая ткань, как известно, плавится при довольно низкой температуре.

А в соединении с другими волокнами расплавленный капрон мешает быстрому прогоранию ткани. Капроновая пленка с нанесенным на нее тончайшим слоем алюминия хорошо отражает тепловые лучи. Эту пленку дублируют с различны­ми материалами (стеклотканью, пороло­ном) и применяют в спецодежде для ра­ботников «горячих» профессий: сталева­ров, вальцовщиков, прокатчиков. Пленка защищает рабочего от брызг раскален­ного металла, горячей окалины.

Там, где требуется защита от кислот и щелочей, применяется химически инертная поливинилхлоридная пленка. Халаты, фартуки и нарукавники из этого материала (для прочности его делают на трикотажной капроновой основе) ис­пользуются для изготовления спецодежды для химиков, медицинского персона­ла, продавцов.

Ученые ищут…

Однако у поливинилхлоридной плен­ки есть существенный недостаток: она не пропускает воздуха. Поэтому костюмы, наглухо закрывающие тело, из нее делать нельзя — это может привести к заболеваниям.

В последнее время удалось выработать поливинилхлоридное волокно, тка­ни из которого не препятствуют воздухообмену и в то же время сохраняют химическую устойчивость.

В новой роли после пропитки

Химические пропитки придают изве­стным ранее тканям новые свойства, а это приводит к созданию новых моде­лей. Например, всем известный вельвет-корд, «снабженный» водоотталкивающей пропиткой, стал выступать в новой роли. Модельеры предлагают из этой ткани пальто, куртки, весенние комплекты для улицы.

Противогнилостные, водоотталкиваю­щие, искростойкие пропитки увеличива­ют срок эксплуатации ткани. Сейчас раз­рабатываются прочные покрытия, кото­рые делают материал несминаемым и фиксируют складки. Такие пропитки вы­держивают многократную стирку — до 15—20 раз.

Синтетика — это клад для модельера

Новые ткани приятны по расцветке и фактуре, эластичны, легки. Для худож­ника-модельера они — ценный материал, пробуждающий его фантазию.

Химия избавляет нас от многих не­приятностей. Кого не огорчали пятна, посаженные на костюм, — сколько обыч­но требуется хлопот, чтобы их вывести! А если нанести на ткань тонкую пленку фторопласта, она перестает «бояться» загрязнений. В костюме из такой ткани не страшно попасть под дождь — 0н не промокнет и не сомнется. Можно даже покопаться в автомобильном моторе, не рискуя посадить масляное пятно.

…и для всех

Кроме того, фторуглеродные поли­меры придают тканям мягкость, проч­ность, эластичность. У одежды появляются удивительные свойства: она стано­вится необыкновенно легкой, не сми­нается, не пачкается, возрастают ее теп­лозащитные свойства. В «эпоху фторуглеродов» (и других соединений, обладающих аналогичными свойствами) отпа­дет надобность в химчистках и пятно­выводителях. Это сулит не только удоб­ство, но и большую экономию.

Химия обгоняет ткацкие станки

Изобретатели давно бьются над уско­рением процесса ткачества. Они увели­чивают скорость челнока, заменяют его воздушной или водяной струей.

Им тоже на помощь пришла химия. Она предложила не прясть волокна в нити, а вырабатывать из них нетканые материалы.

Это принципиально новый путь в соз­дании текстиля, совершенно отличный от ткачества. Выгодные стороны этой тех­нологии — высокая производительность и дешевизна. При клеевом способе про­изводительность увеличивается в шесть­десят—семьдесят раз! Так химия обго­няет даже самые совершенные ткацкие станки.

Обходим подводные камни

Производство нетканых материалов заметно отразилось на моделировании одежды. При создании новых образцов из этих материалов художникам-модельерам приходится обходить многие «под­водные камни».

Из них самый опасный —«остаточная деформация». Если деформировать, рас­тянуть нетканый материал, то он не вос­станавливает первоначальной формы.

Как это бывает с обычной тканью. По­этому художник должен создавать такие модели, в которых не будут образовы­ваться «пузыри». Нетканые материалы используются для домашних комплектов, пляжных ансамблей, жилетов, утепляю­щих кокеток или прокладок в зимних куртках и пальто. Клееные прокладки и другие нетканые материалы применяют для создания устойчивой формы в муж­ских костюмах. Например, в нижней ча­сти пиджака прокладывают широкие по­лосы, чтобы придать ему слегка расши­ренную книзу форму.

Новые шляпы

Большое распространение нетканые материалы получают и при моделирова­нии головных уборов. Здесь также явственно проступают новые черты, про­диктованные развитием химической про­мышленности. Особенности обработки этих «заменителей» ткани диктуют фор­му изделиям, технологию и приемы их художественного оформления.

«Пенорожденные костюмы». Модельер будет скульптором

Целая область будущей моды — «одежда из жидкостей». Перспектива создавать «пенорожденные» костюмы выгодна для народного хозяйства. Раз­личные операции будут заменены од­ной: напылением жидкости на манекен.

Когда химики окончательно разрабо­тают эту технологию, художники-мо­дельеры и конструкторы с полным основанием смогут назвать себя скульптора­ми костюма.

Антимикробные ткани для врачей

Химия в буквальном смысле слова оздоровляет наш быт. Недавно удалось прочно связать с целлюлозными волокнами препараты, уничтожающие вредо­носных бактерий. Выработанные ткани долго сохраняют бактерицидные свой­ства. В первую очередь «антимикроб­ные» материалы найдут применение в спецодежде врачей, медицинских сестер и обслуживающего персонала наших клиник и больниц.

Для больных ревматизмом произво­дится хлориновое белье, которое называют лечебным. Слабые электрические разряды, создаваемые синтетическим бельем, помогают и при других болез­нях:    радикулите, неврите, невралгии.

А по теплозащитным свойствам такое белье превосходит даже шерсть.

Вечерний туалет в сумочке

Куда бы мы не взглянули — всюду можно заметить новые материалы, но­вые ткани.

Вот на одной из московских улиц выходят из метро легко одетые девушки и озабоченно смотрят на небо. Дождь! Они вынимают из сумочек аккуратно сложенные пакеты, развертывают их — и вот уже дождь им не страшен: полиэтиленовые косынки и накидки надежно защищают от влаги. Плащи, куртки, бе­реты из синтетических материалов зани­мают совсем мало места, их можно но­сить в сумочке или папке. Здесь опре­деленное влияние химии на моду, которая предлагает в последнее время бо­лее компактную, «небольшую» одежду.

Любопытно: в некоторых видах одеж­ды художники модельеры даже предус­матривают особые карманы для костю­мов. Например, в куртке для участни­ков зимних Олимпийских игр художники ГДР предусмотрели большой карман, куда можно положить тренировочный защитный костюм. Такой костюм, сде­ланный из синтетического материала, в свернутом виде занимает не больше места, чем томик стихов, а весит он око­ло трехсот граммов. Может быть, «кар­манные» гардеробы создадут моду бу­дущего?

Если после работы вы решите пойти в театр — не нужно бежать домой пе­реодеваться: ведь вечерний костюм лежит в кармане.

Живописные возможности тканей из синтетики

Синтез новых красителей, жизнера­достные краски позволяют художникам-модельерам добиваться сложных колористических эффектов.

Живописные возможности искусст­венных тканей очень велики. Платья из цветного капрона на чехлах создают сложную, богатую игру красок. Яркими пятнами мелькают сна снегу спортивные куртки, шарфы, шапочки.

Расширив цветовую гамму одежды, химия помогает создавать своеобразное колористическое направление в моде, оп­ределенный «цветовой облик» одежды.

Отрешиться от старого

Отрешиться от старого бывает иной раз нелегко. Тем большего признания заслуживают коллективы домов моделей, текстильных и швейных фабрик, ко­торые осваивают новые волокна, смело внедряют новые методы их обработки. Работники швейной промышленности должны полностью использовать дости­жения науки, осваивать передовые ме­тоды изготовления одежды.

Д. Глаголев

Общесоюзный дом моделей одежды

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>