Отражение в Интернете

ЖурналыНебывалые возможности, которые     дают нам компьютер и Всемир­ная паутина, давно стали привычными. Доступ к информации в любом виде (пока без участия органов обоняния и осязания, но задача решаемая, был бы спрос), общение без необходимости знать языки (есть развитые системы перевода), дистанционное обучение и саморазвитие, просмотр фильмов и прослушивание музыки в любом каче­стве. А хочешь — будь художником или композитором, предлагай читателям свои книги и стихи, проектируй здания и механизмы, участвуй в настоящих науч­ных исследованиях, не выходя из дома… Развитие технологий всегда опережает потребности общества, лишь со време­нем люди осознают и осваивают воз­можности новых методов и устройств, которые становятся привычными. Но в ящике Пандоры есть подарки, способ­ные причинить множество бед.

Развитие Интернета облегчило доступ к любой культурной продукции (за счет тиражирования пиратских копий книг, журналов, фильмов, музыки и прочего). Однако не похоже, чтобы сотрудники СМИ пользовались этими возможностя­ми в благих целях. Наука и просвещение оказались еще сильнее отодвинуты на задний план, нежели в доинтернетовский период, а вперед вышло массовое изготовление сходных текстов методом копипаста, причем число первичных ис­точников, содержащих оригинальные тексты, очень мало. Большую часть объема журналов заполняют новостные материалы, практические советы или рекомендации для потребителя. От читателя не требуют напряжения ума, осмысления материала, его не стимули­руют к поиску новых знаний, развитию самостоятельности, зато предлагают го­товые оценки всего на свете, несложные для понимания и повторения, готовые модели поведения.

Ежемесячный просмотр копий журналов   за 2012  год

Ежемесячный просмотр копий журналов за 2012 год относительно тиража и содержание рекламы (в % от объема)

В Интернете отсутствует единая идео­логическая программа, которая объеди­няла бы общество и задавала идеалы будущего. Вместо этого свободный доступ к средствам производства и распространения информации порождает огромное количество кланов и группи­ровок, пропагандирующих свои идеи и убеждения. Причем, если говорить не о более-менее профессиональных интернет-журналистиках и блоггерах, то в значительном количестве этим заняты люди безграмотные, склонные к лжена­учной, мистической или мифологиче­ской трактовке мира, а также психически больные. Удивительно, что даже между вменяемыми людьми из разных кланов не удается наладить содержательный диспут, хотя Интернет дает техниче­ские возможности, — как правило, все сводится к взаимным оскорблениям. Казалось бы, традиционные журналы со своей массовой аудиторией могли бы исправить ситуацию, но они потеряли обратную связь с обществом, дублиро­вание в Интернете породило информа­ционно-рекламные сайты, без активного использования всех возможностей, позволяющих работать с читателем в режиме реального времени.

Новый цифровой век не привнес изменений и в перспективы развития общества. Интернет полон информа­ции, среди которой наверняка можно отыскать что-то стоящее, но для этого необходима кропотливая и тщательная работа по отбору и всесторонней оценке на полезность, пригодность и совме­стимость. Общественных организаций, способных проводить такие разработки, объединять найденное в комплексы, подходящие для реализации, и затем предлагать на общее рассмотрение, так и не появилось. Отдельные попытки частных лиц и организаций по созданию сайтов и форумов для рассмотрения и решения общих проблем пока остаются «гласом вопиющего в пустыне» и часто заканчиваются ничем по двум при­чинам: отсутствие финансирования и слабый культурно-организационный уровень инициаторов, не способных или не умеющих собрать авторитетную и компетентную команду.

Рассмотрим конкретный пример воздействия печатных журналов на общество в наше время и определим, насколько Интернет содействует такому влиянию. Были собраны данные по трем сайтам, специализирующимся на рас­пространении скан-копий книг и журна­лов, которые издаются на русском языке за год (с августа 2012 по август 2013-го).

По приведенным данным можно ска­зать следующее:

  1. Наибольшим интересом у интернет- читателей пользуются журналы, которые несут большую информационную нагруз­ку (научно-популярные, компьютерные и прикладного творчества). Это свиде­тельствует о том, что интерес к знаниям в обществе еще сохранился, хотя и смещен в сторону практического использования (моделирование, хобби, рукоделье).
  2. Интерес к художественным журна­лам сохранился только в области фанта­стики, что свидетельствует о снижении уровня общественной активности. Многие теперь предпочитают вместо критического осмысления окружающей действительности погружаться в мир грез. Как следствие — большое рас­пространение всевозможных тусовок «по интересам», где люди пытаются придать своему существованию хоть какой-то смысл: мастерят доспехи и оружие, играют в ролевые и компьютер­ные игры, обсуждают старую военную технику и т. п.
  3. Интерес к общественно-политиче­ским журналам снижен до минимума, это объясняется развитием социальных сетей и новостных интернет-каналов, где любую новость можно не только увидеть в реальном масштабе времени, но и дать свою трактовку (чаще всего на уровне «кухонного» общения).
  4. Большинство читателей журналов (школьники, студенты, учителя, врачи и другие представители интеллигенции) не в состоянии позволить себе такие затраты (от 3 до 20 долларов США за журнал), при средней зарплате бюджет­ников в 200—300 долларов. Для многих Интернет стал единственной возможно­стью читать периодику и новые книги.
  5. Многие низкотиражные журналы, остающиеся привлекательными для читательской аудитории по разным причинам (например, заработанные де­сятилетиями авторитет и популярность), доступны для неподписчиков и жителей малых городов и сел только в Интернете.

Все вышеперечисленное напрямую связано с тем, что происходит в обще­стве: сокращается количество предме­тов школьной программы, связанных с естественными науками; содержание многих предметов школьной программы упрощается, сводясь к перечню фактов, воспринимаемых на веру. Высшие учеб­ные заведения готовят исполнителей, ограниченных инструкциями и корпоративными правилами. Творчество ста­новится доступным небольшой группе избранных, при этом возникает пара­докс: для развития новых технологий и производства требуются талантливые личности, но существующая система образования нацелена на штамповку узких специалистов, общий культурный уровень которых весьма низок.

Напоследок можно добавить: если в ближайшее время кампания по запре­ту распространения пиратских копий авторских произведений (к которым по­мимо фильмов могут отнести журналы и книги) будет доведена до принятия законодательных мер, число интернет- читателей сократится в разы. Редакциям журналов стоит задуматься над этим и для сохранения читательской аудитории размещать в свободном доступе на сво­их сайтах полноценные копии журналов, выходящих на бумаге.

О.Б.Антонов

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>