Логика выражения «что охраняешь, то и имеешь» вполне применима к тестовой системе оценки знаний. В самом деле, коль скоро качество образования оценивают по количеству ответов в тесте, нужно учить отвечать на тесты. При этом можно придумать специальные методы, которые сделают ученика эффективно отвечающим: именно так поступают многие американские школы. Но, оказывается, умение отвечать на тесты не коррелирует со способностью понимать суть вещей — думать быстро, решать абстрактные задачи, иметь большой объем памяти. В этом убедились исследователи из Массачусетского технологического института во главе с профессором Джоном Габриэле. Они изучали результаты тестов 1400 восьмиклассников из разных школ Бостона. Заинтересованность ученых понятна — им потом работать с продуктом системы среднего образования, выбирая людей, способных к научному творчеству. Эту мысль в мягкой форме профессор Габриэле выражает так: «Мы задались вопросом: если школа помогает детям из семей с низким социоэкономическим статусом заработать хорошие оценки при выполнении теста, чтобы повысить шанс поступить в колледж, сопровождается ли это развитием умственных способностей? Достаточно ли учить только то, что дают, и быть прилежным учеником?»
Как оказалось, некоторые школы сильно преуспели в подготовке к тестам. Разброс в оценках от школы к школе достаточно велик: на 23% в тестах по английскому языку и на 34% — по математике. А вот разброс в оценках, полученных за решение абстрактных задач, у учеников разных школ — менее 3%. Задача может быть, например, такая: выбрать, какую из шести картинок нужно добавить к пазлу, чтобы закончить сборку. Получаются, что тесты тестами, а думать детей научить забыли, каждый выезжал за счет собственных способностей. Этот же эффект проявился, когда 200 детей сдавали экзамены на дополнительный набор в переполненные бостонские школы. Те взяли, естественно, набравших лучшие баллы по тестам, однако способности к абстрактному мышлению у них не отличались от потерпевших неудачу. Исследователи намереваются в ближайшие два года проследить за участниками эксперимента, чтобы понять, как сложится у них в дальнейшем и с жизнью, и с логикой.
А.Мотыляев