Металлы алхимиков

алхимияАлхимиков, работавших в Средние века , нельзя назвать учеными в современном смысле этого слова. Они руководствовались какими-то теориями, однако не делали попыток проверить их экспери­ментально. Они снова и снова повторяли манипуляции, пытаясь провести их «правильно». По представлениям алхимиков все, что нужно, уже было сказано жившими до них авторитетами. Для успеха необходимо только скрупулезно выполнять их заветы. Поэтому алхимию следует признать не наукой, а ремеслом и отчасти — искусством. В этом отличие их метода от научного: если в результате экспериментов окажется, что данная теория не подтверждается, будет предложена другая.

Так что у алхимиков не было шансов заменить неправильную теорию. Например, непререкаемым авторитетом, и не только у алхимиков, поль­зовался Аристотель, его взгляды никто не смел оспаривать. Аристотель полагал, что при растворении соли в воде образуется новое вещество — соленая вода, в которой нет ни соли, ни воды. Осаждение соли из морской воды под действием солнечных лучей он объяснял рождением соли под влиянием солнца. Аристотель «доказал» также, что воздух ничего не весит. Он положил на весы два одинаковых кожаных бурдюка: один сплюснутый, а другой надутый воздухом. Весы остались в равновесии.

Но если философские труды Аристотеля при соответствующей фило­софской подготовке еще можно было понять, то «отцы алхимии» изъ­яснялись туманным языком, понятным только адептам, то есть «посвя­щенным». Вот как описывает Великое делание — трансмутацию, то есть превращение неблагородных металлов в золото, легендарный алхимик Василий Валентин:

«Петух пожирает лису, но затем, погруженный в воду и подгоняемый огнем, в свою очередь, будет проглочен лисой… Вся плоть, которая вышла из земли, должна распасться и снова стать землей, которой она прежде была… Как получишь то, что искал, смешай его с золотом наивысшей про­бы и очищенной сурьмою в соотношении один к трем, помести в плавиль­ный горшок и мягко нагревай двенадцать часов. Когда же расплавится, грей еще три дня и три ночи. Одна часть полученной тинктуры обратит тысячу частей трансмутируемого металла в хорошее и прочное золото».

Химики XIX века пытались расшифровать и этот широко известный отры­вок, и другие алхимические трактаты, понять, каким химическим реакциям соответствует «петух, пожирающий лису» или «дракон, проглотивший свой хвост». Однако никто не мог поручиться, что расшифровка правильная. Не исключено, что и алхимики понимали эти рецепты каждый по-своему. Но мало кто из них сомневался, что «металлические свойства» веществам придает ртуть, а «неметаллические свойства» — сера:

Злато, олово, свинец, —

Сын мой, сера их отец.

И спеши, мой сын, узнать —

Всем им ртуть родная мать.

Ртуть — один из семи металлов древности, известный с незапамят­ных времен. Небесных тел, которые движутся по небосводу, тоже было известно семь, и считалось, что каждое из них соответствует своему металлу: «Семь металлов создал свет по числу семи планет». Солнце олицетворяло золото, Луна — серебро, Марс — железо, Венера — медь, Юпитер — олово, Сатурн — свинец, Меркурий — ртуть. С ними соотноси­лись также греческие и римские боги: Гелиос (Соль), Артемида (Диана), Арес (Марс), Афродита (Венера), Зевс (Юпитер), Кронос (Сатурн), Гермес (Меркурий). Символы на рисунке соответствуют обозначениям металлов в алхимических трактатах. Действительно, золото блестит, как солнце, а луна — как серебро; Марс имеет красноватый цвет, точно железная ока­лина; Венера — одно из красивейших небесных тел (Афродита — богиня красоты), Юпитер — самая большая планета, а Зевс — повелитель богов; ртуть подвижна, словно вестник богов Меркурий. Полагали, что каждый металл зарождается в недрах Земли под действием проникающих туда лучей своего небесного тела. Эта мистическая связь казалась настолько бесспорной, что многие алхимики отказывались при­знавать существование вновь открываемых металлов (цинка, висмута и других), так как для них не хватало планет.

В Древнем Риме семь дней недели, как и планеты, получили названия в соответствии с именами богов, что нашло отражение во многих западноевропейских языках. Например, в англий­ском воскресенье, Sunday — день Солнца (Sun); понедельник, Monday — день Луны (Moon); суббота, Saturday — день Сатурна; в итальянском вторник, martedi — день Марса (на латыни Martis); среда, mercoledi — день Меркурия; четверг, gioverdi — день Юпитера (на латыни — Jovis); пятница, venerdi — день Венеры. Английские названия некоторых дней недели произошли от имен не римских, а древнегерманских или скандинавских богов. Так, вторник (Tuesday) назван по имени бога-покровителя военных искусств Тиу («Tiu’s day»); среда (Wednesday) — по имени вер­ховного бога Водана (Одина), по-английски Woden, из «Woden’s day» получилось Wednesday; четверг (Thursday) — по имени бога грома Тора (Thor, отсюда и thunder — гром); пятница (Friday) — по имени богини брака, любви и семейного очага Фригги (Фрии), жены Водана, со временем «Frigg’s day» превратился в Friday.

Как писал Альберт Великий, «ртуть — источник и родитель всех металлов». В это свято верили все алхимики, и ртуть играла важную роль в попытках получить золото. Этим пользовались и шарлатаны: золотую монету они натирали ртутью, которая смачивает золото. В результате монета приобретала вид новенькой серебряной. При внесении такой монеты в пламя ртуть легко    улетучивалась, и любой мог убедиться, что держит в руках настоящую золотую монету!

И. А. Леенсон

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>