Что же это такое — мумиё?

мумиёСлово, понятие «мумиё» было известно на Востоке — в Аравии, Персии, Средней Азии — уже во времена раннего средневековья. Это было одно из названий при­родного асфальта (и других твер­дых битуминозных ископаемых), главным образом асфальта-биту­ма, находимого в горах. Врачи древности и средневековья дей­ствительно считали асфальт (так же, как и нефть) целебным ве­ществом, универсальным лекар­ством, чудодейственным бальза­мом.

После захвата Египта араба­ми в VII веке, при грабеже древ­них гробниц были найдены баль­замированные тела умерших. В веществах, «вечно» сохраняв­ших тело человека, узнали ас­фальт-мумиё, что еще более уве­личило его медицинскую славу. Асфальт стали соскабливать с бальзамированных трупов, выво­зить в другие страны, продавать по баснословно высокой цене под названием «мумия могильная». В XII веке арабский путеше­ственник Абу-аль-Латиф писал, что «мумию смесь смолы и мир­ ра» можно дешево приобрести только в Египте. С тех далеких времен вошло во все языки и наименование бальзамированных останков человека — мумии, по имени аравийского и персидского названия асфальта.

В XVI веке об асфальте писал Агрикола в своей знаменитой книге «О горном деле и метал­лургии».

До XVIII века многие считали асфальт эффективным медицинским средством. В 1721 г. фран­цузский врач Эйрпни д’Эйринпс опубликовал в Париже диссерта­цию о «чудотворном бальзаме» — асфальте, добываемом в Швейца­рии. В 1724 г. первый русский экономист Иван Посошков сооб­щил в знаменитой «Книге о ску­дости и богатстве» о «сысканной» им на берегах Волги «лекарствен­ной материи, нарицаемой гум сфалтум» (т. е. смола асфальто­вая).

Таким образом, в те времена не только среднеазиатский гор­ный асфальт, но вообще всякий природный асфальт считали ле­карством.

Великий ученый Средней Азии Ибн-Спна (980—1037) в своем знаменитом «Каноне вра­чебной науки» также писал о «мумина» как о лечебном сред­стве, но считал его лекарством только для успокоения болей при вывихах и переломах, от падения и удара. Одновременно такое дей­ствие он приписывал и «битуму иудейскому» (кафраль йахуду — асфальту, добываемому из Мерт­вого моря) и смоле «зифт», яв­ляющейся разновидностью при­родного асфальта «кира», которо­го немало и поныне в окрест­ностях Баку. При этом Ибн-Сина (Авиценна) отмечал, что у «мумийа» — горного воска, «то же естество, что у зифта, кафра и кира», т. е. у твердых и жидких битумов. Очевидно, что Ибн-Сина считал мумиё битуминозным ископаемым.

О том, что мумие нефтяного, битумного происхождения, гово­рят и те сведения, которые опубликованы в печати; характер залегания, химический состав с преобладанием углеводородов и т. д. Даже тот якобы необыч­ный и удивительный факт, что в мумиё содержится «20 микроэле­ментов», свидетельствует именно о его родстве с нефтью. Нахожде­ние в битуминозных веществах многих минеральных компонен­тов ни в коей мере нельзя счи­тать ни необычным, ни удиви­тельным…

Широко известно, что во всех нефтях и природных асфальтах присутствуют в различных коли­чествах и соотношениях до 25— 27 различных элементов. Среди них находятся: железо и медь, титан и серебро, алюминий и стронций, хром и марганец, ни­кель и ванадий, бор и литий, бе­риллий и барий и т. д. Таким образом, и с этой точки зрения никак нельзя считать мумиё ка­ким-то исключительным явле­нием природы!

И, наконец, — действительно ли мумиё является уникальным лекарственным веществом биту­минозного типа?

Как уже сказано, в старину все нефти, все природные битумы и озокерит (горный воск) счита­лись универсальными целитель­ными средствами. Современная медицина отвергла это заблужде­ние. Однако некоторые из биту­минозных ископаемых действи­тельно оказались эффективными целебными веществами.

О лечебном действии ныне общеизвестной нафталанской нефти еще в XII веке писал вели­кий азербайджанский поэт Низа­ми Ганджевн, и в XIII веке зна­менитый путешественник Марко Поло. Еще в те времена нафталанскую нефть из гор Закавказья на верблюдах предприимчивые купцы развозили по странам Во­стока, а в Пафталан стремились страдавшие различными недуга­ми, и здесь в ямах, вырытых вблизи колодцев, они принимали нефтяные ванны.

Советская медицина подтвер­дила целебность нафталанской нефти. В середине двадцатых годов было принято решение о научном изучении ее лечебных свойств. В селении Нафталан на­чалось строительство лечебниц и санаториев. В 1926 г. в 45 км от Кировабада был создан курорт Нафталан. В нафталанской нефти содержится много смол. Они слу­жат хорошим лекарственным средством при язве желудка, при заболевании печени, эндокрин­ных желез, нарушениях обмена веществ, при некоторых кож­ных болезнях и т. д. В наши дни курорт Нафталан имеет мировую известность.

Менее знаменито другое биту­минозное лекарственное ве­щество — «каменное масло си­бирское». Но и оно известно издавна! «Каменное масло» из различных районов Сибири было известно и М. В. Ломоносову, а также многим другим ученым XVIII и XIX вв. Некоторые из них называли его «бальсам». Они не были единодушны в мнениях о природе вещества. Одни счита­ли «каменное масло» «квасцовой рудой», другие полагали, что оно имеет гумусовый характер, третьи утверждали, что оно — результат жизнедеятельности на­секомых и даже пресмыкаю­щихся.

Советские ученые С. И. Миро­нов, М. Н. Соколова и Л. М. Ни­китина заинтересовались «сибир­ским каменным маслом» и прове­ли в 1956—1957 гг. большую экспедиционную и лабораторную работу по детальному исследова­нию многочисленных его место­рождений Минусинской котлови­ны и берегов Енисея. Они неопро­вержимо доказали на основе обширного экспериментального материала точными анализами, что сибирское каменное или гор­ное масло представляет собой озокеритоподобные битумы, и установили их генетическую связь с парафинистыми нефтями.

Когда-то, в далекие геологиче­ские времена глубинная нефть вошла в соприкосновение с воз­духом, превратилась постепенно, в результате окисления и выве­тривания, в парафинистые биту­мы, а затем при дальнейших пре­вращениях под влиянием многих факторов, — в озокеритоподобные битумы, в «каменное масло». Как Ибн-Сина в прошлом называл му­миё горным воском, так и совре­менные ученые установили, что «сибирское горное масло» — одна из разновидностей озокерита, т. е. по старинной терминологии — горного воска. Не является ли такое совпадение взглядов свиде­тельством близкого родства «му­миё» и «сибирского горного масла»? Кстати сказать, и харак­тер их нахождений в трещинах отвесных скал аналогичен!

Важно также отметить, что микробиологическое изучение «горного масла» показало присут­ствие в нем микроорганизмов, обладающих значительными бак­терицидными свойствами. Этот факт объясняет применение гор­ного масла местными жителями для успешного лечения некото­рых заболеваний людей и живот­ных и во времени Петра I и в наши дни.

Таким образом, и с точки зре­ния медицинской славы, мумиё, найденное в Зеравшанском хребте,— никак не уникальное вещество!

Как в «сибирском горном масле», так и в нафталанской нефти установлено присутствие микробов-антагонистов, оказы­вающих разрушающее действие на другие болезнетворные микро­организмы. Вполне возможно, что и лечебные свойства мумиё обу­словлены ими…

Профессор К, В. Кострин

Башкирский научно-исследовательский институт по переработке нефти (Уфа)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>