Слово, понятие «мумиё» было известно на Востоке — в Аравии, Персии, Средней Азии — уже во времена раннего средневековья. Это было одно из названий природного асфальта (и других твердых битуминозных ископаемых), главным образом асфальта-битума, находимого в горах. Врачи древности и средневековья действительно считали асфальт (так же, как и нефть) целебным веществом, универсальным лекарством, чудодейственным бальзамом.
После захвата Египта арабами в VII веке, при грабеже древних гробниц были найдены бальзамированные тела умерших. В веществах, «вечно» сохранявших тело человека, узнали асфальт-мумиё, что еще более увеличило его медицинскую славу. Асфальт стали соскабливать с бальзамированных трупов, вывозить в другие страны, продавать по баснословно высокой цене под названием «мумия могильная». В XII веке арабский путешественник Абу-аль-Латиф писал, что «мумию смесь смолы и мир ра» можно дешево приобрести только в Египте. С тех далеких времен вошло во все языки и наименование бальзамированных останков человека — мумии, по имени аравийского и персидского названия асфальта.
В XVI веке об асфальте писал Агрикола в своей знаменитой книге «О горном деле и металлургии».
До XVIII века многие считали асфальт эффективным медицинским средством. В 1721 г. французский врач Эйрпни д’Эйринпс опубликовал в Париже диссертацию о «чудотворном бальзаме» — асфальте, добываемом в Швейцарии. В 1724 г. первый русский экономист Иван Посошков сообщил в знаменитой «Книге о скудости и богатстве» о «сысканной» им на берегах Волги «лекарственной материи, нарицаемой гум сфалтум» (т. е. смола асфальтовая).
Таким образом, в те времена не только среднеазиатский горный асфальт, но вообще всякий природный асфальт считали лекарством.
Великий ученый Средней Азии Ибн-Спна (980—1037) в своем знаменитом «Каноне врачебной науки» также писал о «мумина» как о лечебном средстве, но считал его лекарством только для успокоения болей при вывихах и переломах, от падения и удара. Одновременно такое действие он приписывал и «битуму иудейскому» (кафраль йахуду — асфальту, добываемому из Мертвого моря) и смоле «зифт», являющейся разновидностью природного асфальта «кира», которого немало и поныне в окрестностях Баку. При этом Ибн-Сина (Авиценна) отмечал, что у «мумийа» — горного воска, «то же естество, что у зифта, кафра и кира», т. е. у твердых и жидких битумов. Очевидно, что Ибн-Сина считал мумиё битуминозным ископаемым.
О том, что мумие нефтяного, битумного происхождения, говорят и те сведения, которые опубликованы в печати; характер залегания, химический состав с преобладанием углеводородов и т. д. Даже тот якобы необычный и удивительный факт, что в мумиё содержится «20 микроэлементов», свидетельствует именно о его родстве с нефтью. Нахождение в битуминозных веществах многих минеральных компонентов ни в коей мере нельзя считать ни необычным, ни удивительным…
Широко известно, что во всех нефтях и природных асфальтах присутствуют в различных количествах и соотношениях до 25— 27 различных элементов. Среди них находятся: железо и медь, титан и серебро, алюминий и стронций, хром и марганец, никель и ванадий, бор и литий, бериллий и барий и т. д. Таким образом, и с этой точки зрения никак нельзя считать мумиё каким-то исключительным явлением природы!
И, наконец, — действительно ли мумиё является уникальным лекарственным веществом битуминозного типа?
Как уже сказано, в старину все нефти, все природные битумы и озокерит (горный воск) считались универсальными целительными средствами. Современная медицина отвергла это заблуждение. Однако некоторые из битуминозных ископаемых действительно оказались эффективными целебными веществами.
О лечебном действии ныне общеизвестной нафталанской нефти еще в XII веке писал великий азербайджанский поэт Низами Ганджевн, и в XIII веке знаменитый путешественник Марко Поло. Еще в те времена нафталанскую нефть из гор Закавказья на верблюдах предприимчивые купцы развозили по странам Востока, а в Пафталан стремились страдавшие различными недугами, и здесь в ямах, вырытых вблизи колодцев, они принимали нефтяные ванны.
Советская медицина подтвердила целебность нафталанской нефти. В середине двадцатых годов было принято решение о научном изучении ее лечебных свойств. В селении Нафталан началось строительство лечебниц и санаториев. В 1926 г. в 45 км от Кировабада был создан курорт Нафталан. В нафталанской нефти содержится много смол. Они служат хорошим лекарственным средством при язве желудка, при заболевании печени, эндокринных желез, нарушениях обмена веществ, при некоторых кожных болезнях и т. д. В наши дни курорт Нафталан имеет мировую известность.
Менее знаменито другое битуминозное лекарственное вещество — «каменное масло сибирское». Но и оно известно издавна! «Каменное масло» из различных районов Сибири было известно и М. В. Ломоносову, а также многим другим ученым XVIII и XIX вв. Некоторые из них называли его «бальсам». Они не были единодушны в мнениях о природе вещества. Одни считали «каменное масло» «квасцовой рудой», другие полагали, что оно имеет гумусовый характер, третьи утверждали, что оно — результат жизнедеятельности насекомых и даже пресмыкающихся.
Советские ученые С. И. Миронов, М. Н. Соколова и Л. М. Никитина заинтересовались «сибирским каменным маслом» и провели в 1956—1957 гг. большую экспедиционную и лабораторную работу по детальному исследованию многочисленных его месторождений Минусинской котловины и берегов Енисея. Они неопровержимо доказали на основе обширного экспериментального материала точными анализами, что сибирское каменное или горное масло представляет собой озокеритоподобные битумы, и установили их генетическую связь с парафинистыми нефтями.
Когда-то, в далекие геологические времена глубинная нефть вошла в соприкосновение с воздухом, превратилась постепенно, в результате окисления и выветривания, в парафинистые битумы, а затем при дальнейших превращениях под влиянием многих факторов, — в озокеритоподобные битумы, в «каменное масло». Как Ибн-Сина в прошлом называл мумиё горным воском, так и современные ученые установили, что «сибирское горное масло» — одна из разновидностей озокерита, т. е. по старинной терминологии — горного воска. Не является ли такое совпадение взглядов свидетельством близкого родства «мумиё» и «сибирского горного масла»? Кстати сказать, и характер их нахождений в трещинах отвесных скал аналогичен!
Важно также отметить, что микробиологическое изучение «горного масла» показало присутствие в нем микроорганизмов, обладающих значительными бактерицидными свойствами. Этот факт объясняет применение горного масла местными жителями для успешного лечения некоторых заболеваний людей и животных и во времени Петра I и в наши дни.
Таким образом, и с точки зрения медицинской славы, мумиё, найденное в Зеравшанском хребте,— никак не уникальное вещество!
Как в «сибирском горном масле», так и в нафталанской нефти установлено присутствие микробов-антагонистов, оказывающих разрушающее действие на другие болезнетворные микроорганизмы. Вполне возможно, что и лечебные свойства мумиё обусловлены ими…
Профессор К, В. Кострин
Башкирский научно-исследовательский институт по переработке нефти (Уфа)