На Востоке рассказывают старинную легенду о юноше, подарившем миру батик — искусство декорирования тканей.
По бескрайней равнине, где ночью злые духи зажигали многочисленные факелы-звезды, а днем жестокие порывы ветра поднимали песок, который как ливневый дождь накрывал все вокруг, шел человек с тюком ткани на плечах. И не было в его сердце страха, но только решимость и отвага. И становился полуденный зной тяжким испытанием не только для него — деревья, не выдерживая ужасающей жары, начинали плакать смоляными слезами. И юноша, присевший отдохнуть в спасительной прохладной тени такого дерева, вдруг увидел, как драгоценная ткань покрывается каплями смолы, щедро льющейся с листьев. И пошел он дальше с тяжелым сердцем — не избежать ему страшного наказания за погубленную ткань. И решил он никому не говорить о том, что случилось, благо высохшие на солнце пятна стали совсем незаметными. И окунули мастера-красильщики ткань в чан с густо разведенным синим индиго. И не было предела их изумлению, когда вместо ровно окрашенного полотна они увидели завораживающую взгляд картину ночного неба, на котором рассыпавшиеся звезды водили свой бесконечный хоровод. И призвали к ответу юношу, и, ничего не утаивая, поведал он о том, как появились звезды на ткани. И собрался совет старейших и мудрейших, и рассудили они: «Да будет отныне любой узор подвластен фантазии мастера, ибо нет ничего невозможного для рук человеческих».
Так началась история батика — ремесла и искусства художественной росписи тканей с помощью восковых или смоляных смесей. Такие смеси называют резервами — ими покрывают участки, которые должны остаться незакрашенными. Состав быстро впитывается в ткань и, как говорят художники, резервирует, то есть защищает ее от проникновения краски. После окрашивания его удаляют, а на ткани остается светлый рисунок на цветном фоне.
На Восток!
Происхождение слова «батик» точно не известно. Возможно, его родина — индонезийский остров Ява, где с древних времен так называется и процесс украшения ткани, и сама ткань с готовым рисунком. «Батик» дословно переводится как «рисование горячей каплей воска». Впервые в письменных текстах батик, как покрытая узорами ткань, упоминается в голландских источниках, датируемых XVII веком. В то время голландцы, португальцы и чуть позже англичане начали привозить из Индии и Индонезии удивительные изделия. Настенные панно, напоминающие храмовые фрески, — едва различимые полоски воска на них выглядели, как трещинки на штукатурке. Роскошные шелковые ширмы с изображениями бытовых сценок, пейзажей, мифологических сюжетов и тщательно выписанными цветной тушью загадочными иероглифами. Строгие кимоно и яркие цветастые саронги — так называется национальная одежда индонезийцев, похожая на широкую юбку, которую носят и мужчины, и женщины, — расписанные растительным орнаментом с райскими птицами и бабочками, парящими над диковинными цветами. И конечно же нежный легкий цветной шелк, ценившийся на вес золота и доставлявшийся в Индию и Центральную Азию по Великому шелковому пути из Китая.
По-видимому, искусство батика насчитывает не одно тысячелетие, и никто точно не знает, какой народ первым придумал использовать воск для защиты тканей от краски. Плиний Старший, живший в I веке н. э., упоминал о необычном способе крашения тканей в Египте. Белое полотнище расчерчивают и пропитывают бесцветными веществами. Внешне никак не изменившуюся ткань опускают в котел с горячей краской, а когда вынимают, на ней чудесным образом появляется цветной рисунок. То, что удивило Плиния Старшего, очень похоже на технологию батика.
И шелк распишу я тончайшим узором
Сложным и долгим был процесс создания батика в древности. Нередко он занимал многие месяцы, а то и годы. Тончайшую хлопковую ткань мастера вымачивали, отбеливали, кипятили, покрывали воском — резервом, красили, полоскали, сушили и так более десятка раз, отдельно для каждого цвета. На каждом этапе отработавший воск убирали кипячением. Восковые точки, отдельные линии, штрихи наносили с помощью специального медного инструмента — чантинга (иногда его называют тьянтинг или джантинг), похожего на чайник с бамбуковой ручкой и узким загнутым носиком — их могло быть и два, и три, разного диаметра. Из носиков расплавленный воск вытекал тоненькой струйкой или крупными каплями. Работа с ним требовала опыта и сноровки, терпения и крепкой руки — жирные кляксы пачкали и нарушали рисунок. Готовую высушенную ткань тщательно утюжили.
Рисунки древних поражают разнообразием и изысканностью: от простого геометрического узора до сложнейших композиций и сцен из старинных преданий и эпосов, изображений богов и даже портретов важных особ. У каждого мастера были собственные оригинальные орнаменты и свои рецепты красок, которые держались в строжайшей тайне. Цветовая гамма создавалась наложением одного цвета на другой, начиная со светлых тонов и заканчивая темными. Краски использовались природного происхождения: синий индиго, добываемый из растения индигоферы красильной, семейства бобовых, теплокоричневая краска из коры дерева сога, темно-красная — из листьев моринды, индийской шелковицы. Использовали и порошок из обрезков слоновой кости. Смешением только этих красок получали множество оттенков синего, коричневого, красного, а также зеленые и фиолетовые тона. Резервом служили не только воск или смолы, но и, например, густые пасты из рисовой муки. Их наносили на ткань бамбуковой палочкой. Есть упоминания о резерве из речного ила, который не удаляли, а окрашивали отдельно красителем из древесной коры.
В технике батика исполнялись занавески, портьеры, балдахины, пологи, настенные украшения, одежда и дорогие ткани для обрядов и религиозных церемоний. В Китае при окрашивании шелка иногда использовался прием «обратного» батика. Ткань красили целиком, затем горячим воском наносили узор, и помещали ее в щелочной раствор. Краска смывалась, и лишь места, зарезервированные воском, оставались окрашенными. Операцию повторяли два-три раза и получали цветные рисунки. Вероятно, здесь же, в Китае, появилась так называемая свободная, без резервирующих составов, техника росписи тканей растительными и минеральными красками, а также цветной тушью.
Батики, впервые привезенные с Востока, покоряли своей красотой, яркостью и изяществом исполнения. Качество окраски импортируемых тканей было неизмеримо выше европейского — стойкие растительные красители не линяли при стирке, как анилиновые, использовавшиеся в Европе при производстве набивных ситцев. Растущий спрос на батики заметно подтолкнул европейское текстильное производство. В 30-е годы XIX века в Голландии и Германии одна за другой открываются фабрики по производству батика. Для удешевления изделий и ускорения процесса — ведь просвещенному Западу, живущему в суете мирской, ждать было некогда — резерв начали наносить с помощью медных печатных штампов с незатейливым узором. Позже был придуман прибор, поддерживающий воск в горячем состоянии. Фабричные батики лишь имитировали ручную работу и были похожи друг на друга, как близнецы. Впрочем, к чести европейцев стоит отметить, что практически на каждой фабрике оставались и настоящие художники, разрисовывавшие ткани вручную в классической технике горячего батика и выпускавшие высококачественные уникальные изделия.
Новый расцвет искусство батика получило в начале XX века, гармонично вписавшись в стиль арт-нуво. В наше время батик как способ ручной росписи тканей стал популярным хобби. Новые материалы, удобные инструменты, синтетические красители заметно упростили технологию и сделали ее доступной практически каждому. Совсем необязательно иметь художественное образование или способности к рисованию. Единственное, что нужно, — это желание и чуть-чуть вдохновения. Ручной батик дарит огромное удовольствие от ощущения себя творцом, первопроходцем. Он привлекает своей непредсказуемостью и неповторимостью. Попробуйте! Освоив работу с воском и красками, вы научитесь расписывать палантины, шарфы и платья, сумочки и пояса, абажуры и шторы, скатерти, подушки и покрывала, рамки, открытки и панно. А как хороши и дороги вещи, сделанные своими собственными руками!
Пожалуйста, погорячее
Батик родился «горячим». Именно с техники горячего батика, трудоемкой и сложной, предполагающей использование резерва в расплавленном состоянии, и началась его история. Исполняется он на шелке или хлопке. Резервом служит смесь парафина, стеарина и воска — искусственного или, что лучше, пчелиного. В некоторые прописи включается вазелин. Опытные мастера сами подбирают оптимальное соотношение компонентов, варьируя пластичность, вязкость, текучесть смеси. Она должна подходить к фактуре расписываемой ткани и, значит, соответствовать ширине трубочки-носика рабочего инструмента. Чем уже носик, тем тоньше будет контурная линия. На первых порах лучше пользоваться готовыми резервами или проверенными рецептами. Все составляющие засыпаем в металлическую кастрюльку и плавим на плите на водяной бане. Ни одна капелька воды не должна попасть в кипящий воск, чтобы не случился неожиданный фейерверк. Форточку лучше держать открытой — горе-мастеру, надышавшемуся парафиновыми парами, придется брать незапланированный тайм-аут. Резерв готов, когда он становится совсем прозрачным. Молочномутный его цвет означает, что он недостаточно нагрет и не сможет полностью пропитать тканевые волокна.
Чтобы легко работалось с тканью, ее надо намочить, туго натянуть на деревянную рамку и часто-часто, через каждые пять сантиметров, закрепить булавками, размещая их строго одну напротив другой. Таким образом должно получиться подобие хорошего барабана. Рамку можно смастерить самостоятельно, соединив шурупами четыре деревянные тщательно отполированные планки. Если размеры ткани невелики, вполне подойдут и пяльцы для вышивания.
Когда ткань высохнет, начинаем переносить на нее выбранный рисунок тонким отстирывающимся карандашом. Если работа небольшая, можно использовать фантомный маркер, линии которого исчезнут сами через короткое время. Чем выше влажность в помещении, тем быстрее они испарятся. Поэтому на большие площади удобнее переводить рисунок по частям. Будет обидно, если он исчезнет раньше, чем мы закончим роспись. Самые светлые участки и те, которые должны остаться незакрашенными, покрываем кистью слоем расплавленного воска. Тонкими линиями обводим намеченные контуры. Работать с воском надо быстро и аккуратно, не допуская горячих луж на ткани.
Затем приступаем к росписи — наносим пятна разных цветов на места, где предполагаются светлые тона. На подсохшую ткань опять наносим воск и снова раскрашиваем, идя от светлых тонов к темным. Такая процедура называется перекрытием. Для получения сложных многоцветных композиций каждое красочное пятно перекрывают по три-четыре раза. Цвет нужно подбирать тщательно и заранее, чтобы не получить грязные, мутные оттенки. Резерв хорошо ложится только на сухую ткань, подсушивать ее можно феном, не очень горячей струей воздуха, чтобы не расплавился воск. Если нужен темный фон, на последней стадии все незарезервированные участки перекрываем темной краской.
Наконец, вся поверхность ткани покрыта воском, и из-под него тускло просвечивает задуманный рисунок. Даем ткани «отдохнуть» около суток, чтобы краска лучше впиталась.
Затем наступает время снятия воска. По возможности, его надо механически соскрести, а остатки убрать горячим утюгом. Для этого кладем ткань между несколькими слоями писчей или крафт- бумаги — особо прочной оберточной бумаги желто-коричневого цвета — и утюжим до тех пор, пока бумага не станет чистой. Менять ее придется не один раз. Только теперь рисунок засияет всеми своими красками. Но любоваться им пока рано. Батик надо запарить или обработать утюгом для закрепления красок, чтобы они не смылись и не поблекли при многократных стирках и чистках.
Узор холодный на кончике пера
Технология «холодного» батика — с резервом, не требующим нагрева, — была придумана в нашей стране в 30-е годы прошлого века. Она проще и безопаснее в исполнении и особенно хороша при работе дома, в тишине своей кухни. Холодный батик требует особой вдумчивости и кропотливости, внимания к мелким деталям. Рисунки холодной технологии батика не так живописны, зато они более графичны.
Резерв представляет собой густую, прозрачную или слегка желтоватую массу, по консистенции похожую на жидкий мед, состоящую из парафина, резинового клея и химически чистого бензина (такой бензин пахнет очень слабо). Иногда в состав вводится канифоль. Резерв можно купить уже готовым в удобном для работы тюбике. Исполняется холодный батик на шелке, но для начала можно попробовать и на тонком хлопке. Карандашные линии на ткани аккуратно обводим резервом прямо из носика тюбика или с помощью стеклянной трубочки с резервуаром. Держать ее надо перпендикулярно ткани. Резервирующие линии обязательно должны быть замкнутыми. Для проверки сбрызнем ткань водой — в местах разрывов вода перетечет за линию. Их подправляем резервом, предварительно высушив ткань. Готовое полотно станет похожим на витражное стекло.
Когда резерв окончательно высохнет, начинаем роспись — в каждую получившуюся ячейку заливаем краску в один слой. Можно накладывать тона друг на друга в пределах отдельной ячейки, следя за тем, чтобы краска успевала подсыхать. Для детализации рисунка и усложнения композиции можно наносить новые резервные линии на уже окрашенные участки. Снимается холодный резерв стиркой готового изделия в теплой воде. На плотные ткани резерв надо наносить с двух сторон для лучшей пропитки волокон.
Если вы имеете некоторый опыт и достаточно уверены в своих силах, попробуйте оставить разрывы в контуре рисунка. В этих местах краска плавно перетечет из цвета в цвет, причудливо смешаются линии, что может придать дополнительную прелесть и воздушность рисунку. Ничего страшного, если сначала получатся неопрятные затеки и кляксы. Кто не прошел через такие «аварии», тот мало чему научился.
Холодные резервы выпускаются и цветными. В их основной состав добавляют обезжиренную художественную масляную краску. Если используется прозрачный бесцветный резерв, на шелке останутся заметные светлые линии, и рисунок будет выглядеть особенно графичным. Это само по себе может быть интересным приемом. Чтобы его обыграть и усилить, берите резерв черного цвета. Если линии контура надо сделать менее заметными, в бесцветный резерв добавьте чуть-чуть темного. На ткани, изначально окрашенной, бесцветный резерв даст практически незаметные линии, он «спрячется» в цвет ткани.
Современные цветные акриловые контуры для холодного батика резервами не являются, поскольку не могут полностью пропитать ткань, но ими можно замаскировать карандашную линию, исправить дефект контура, добавить блеска, подчеркнуть графичность, уточнить рисунок. Их можно использовать как последний штрих в декорировании готового изделия. Закрепляются они горячим утюгом. Надо иметь в виду, что акриловые контуры немного выступают над поверхностью ткани, сообщая ей рельефность и жесткость. Поэтому она становится малопластичной, тяжелой.
Узелки на память
Хотя узелковую технику традиционно относят к батику, на самом деле она таковой не является. «Узелки», «драпри», «бандан», «планги», «сибори» — не что иное, как способы крашения тканей с помощью их складывания в определенной последовательности, сжатия, драпировки, прошивания, заматывания, завязывания узелками. В средневековой Индии красили ткани, свивая их в жгуты или завязывая узлы. Опущенная в красильный чан, такая ткань полностью не прокрашивалась, в результате чего на ней возникали фантазийные абстрактные узоры.
Завяжем на ткани много-много узелков крепкими швейными нитками примерно на равном расстоянии друг от друга. Внутрь узелков можно положить маленькие пуговички или камушки. Эти места не прокрасятся и сохранят первоначальный цвет ткани. Полученную заготовку, похожую на фантастическое многолапое насекомое, хорошо смочим водой и нанесем на узелки кистью краску. Можно использовать разные тона в несколько слоев, давая каждому подсохнуть. Цвета должны быть подобраны и опробованы заранее. Когда ткань окончательно высохнет, а на это уйдет несколько суток, аккуратно разрежем ножницами все нитки, держащие узелки, и расправим ткань. Если не нужен эффект «сжатости», ткань надо прогладить горячим утюгом. Узор, равномерно повторяющийся по всему полотну, складывается из замысловатых линий, кругов, вертикальных и горизонтальных полос и напоминает картинки детского калейдоскопа. Это особенно хорошо заметно, если красить сухую ткань — тона резко переходят друг в друга, создавая эффект графичности. Можно окрашивать ткань в несколько приемов, завязывая новые узелки. При крашении влажной ткани границы переходов незаметны, краска мягко и плавно перетекает из тона в тон.
В технике «драпри» влажную ткань драпируют на плотном листе картона красивыми глубокими складками и покрывают выступающие верха в несколько слоев краской, давая излишкам свободно стекать на картон. На готовой ткани получаются разбросанные пятна, — чем плотнее была драпировка, тем они будут больше, — с расплывчатыми, перетекающими друг в друга краями и переходами тонов от светлого к темному. Узоры узелковой техники повторить в точности почти невозможно, и в этом их загадочная прелесть.
Свободная несвободная роспись
Свободная роспись ткани доступна опытным, уже сложившимся художникам. В этой технике создаются настоящие шедевры батика, нисколько не уступающие традиционной живописи маслом. Она дает необыкновенно красивые переливы тонов и игру красок, цветовые сочетания мазков, эффектные размывания пятен и линий.
Свободная роспись свободна лишь относительно. Ведь шелк — это не бумага, не дерево и даже не холст. Необходимо иметь опыт работы в разных техниках живописи, рисунка, графики, владеть в совершенстве кистью прежде, чем позволить краске свободно гулять по ткани. Иначе неизбежны грязные затекания, размывки и другие сюрпризы.
Ткань для свободной росписи надо предварительно готовить с учетом ее фактуры, состава, толщины и плотности переплетения волокон. На плотных материалах рисунки получаются ярче. Для свободной росписи нет лучше тканей, чем натуральные шелковые: непрозрачный с мягким блеском туаль, тонкий воздушный фуляр, легкий, почти прозрачный эксцельсиор, плотный мягкий атлас, фактурный жаккард, а также шелка крепового переплетения: шифон, креп-жоржет и крепдешин. Хороши натуральные хлопчатобумажные ткани — хлопок, лен, ситец, поплин, батист, креп- сатин, кисея, вуаль. Из искусственных
только вискоза. Синтетика жестче, ее волокна обладают плохой впитывающей способностью. Расписывать ее можно только акриловыми красками. И даже их не всегда удается закрепить — они смываются при первой же стирке.
Любую ткань сначала надо выстирать, чтобы смыть аппретирующий (водоотталкивающий) состав, которым обрабатывают фабричные материалы. Для уменьшения растекания красок ткани грунтуют, то есть широкой кистью равномерно покрывают загустителем, например готовым акварельным грунтом или крахмалом. С этой целью часто используется поваренная соль. Ткань перед росписью полощут в крепком солевом растворе. Грунтовкой может стать уже нанесенный высохший слой краски — следующие слои растекаться на нем почти не будут. Загустители, в том числе и соль, можно непосредственно вводить в краски. Соль не только препятствует их растеканию, но и усиливает яркость цвета. На загрунтованной солью ткани можно писать тушью в стиле старинной китайской живописи.
Рисунок наносится на ткань свободными мазками, как в технике акварели по влажной бумаге. Цвета чуть растекаются, перемешиваются друг с другом. Плавные переходы тонов создают иллюзию воздушной легкости и невесомости. Детализация рисунка «сухой кистью» с минимальным количеством краски осуществляется уже по высохшим слоям, как по грунту. Влажная кисть может дать нежелательные подтеки в виде ореолов. Иногда на некоторых участках роспись сочетается с контурной обводкой резервом. Заключительная отделка и перекрытия фона исполняются также при помощи холодных резервирующих составов. Резерв удаляют с ткани стиркой в мягком моющем средстве.
Краска, я тебя знаю
Для росписи тканей используются современные синтетические краски, по прочности не уступающие натуральным,
анилиновые и акриловые. Цветовая палитра, имеющаяся в продаже в художественных салонах, огромна и может удовлетворить самый взыскательный вкус. Краски хорошо смешиваются, создавая новые оттенки. Отличаются они друг от друга способом закрепления на ткани. Акриловые достаточно прогладить горячим утюгом. Анилиновые, которые правильнее называть не красками, а красителями, надо фиксировать горячим паром — запаривать.
Процедура эта не так проста, как кажется на первый взгляд. Лучше всего, если есть возможность воспользоваться медицинским автоклавом для белья. Если нет, устраиваем «баню» в баке или ведре с кипящей водой. Ткань надо свернуть в рыхлый сверток — если он будет тугим, могут остаться «вечные» складки — и подвесить так, чтобы он, не касаясь ни воды, ни стенок емкости, полностью обволакивался паром. Анилиновые красители относятся к классу активных красителей, их иногда называют профессиональными. Они хорошо пропитывают ткань, не изменяя ее фактуры, и она остается мягкой и пластичной. При высыхании цвет анилиновых красок слегка блекнет, но после запаривания становится даже ярче и чище, чем в сыром виде.
Акриловые краски, появившиеся в первой половине XX века, представляют собой полимер акриловой кислоты с пигментами. Они не проникают внутрь волокон ткани, а обволакивают их. Поэтому ткань уплотняется, становится скользкой, жесткой, менее пластичной. Как шутят художники, акрил «армирует» ткань. Акриловые краски разводятся водой, но после высыхания в воде не растворяются. Размыть их нельзя, и поэтому они становятся хорошим грунтом для ткани в технике свободной росписи. Новые слои краски другого цвета не растекаются, и создается эффект оптического наложения.
Степень растекаемости красок в любой технике батика надо держать под контролем и по возможности регулировать. Краски, обладающие большой текучестью, могут подтекать под резервирующий контур. Впрочем, даже такие ляпы опытные художники обращают в достоинства — небольшая размытость рисунка может придать ему дополнительный шарм. Излишнюю растекаемость красок уменьшают загустителями, например крахмалом, желатином, поваренной солью, альгинатом натрия (пищевая добавка Е401). Когда не так важен оттенок цвета, краску можно загустить плотной белой основой. Бывает, что краска плохо или совсем не растекается по ткани, тогда ее надо разбавить водой, если вы работаете с акрилом, или спиртом, в случае анилиновых красителей.
Как выразить себя
Работать с цветом в технике батика необычайно интересно. Новые оттенки создаются наложением тонов прямо на ткани, а цвета, которые надо сохранить, покрываются резервом. Прежде чем выбрать цвет, а ведь он определяет конечный результат, надо представить себе изображаемый предмет: его относительные размеры, каков он на ощупь, как отражает свет. Средствами батика можно передать текстуру, ощущение объема, иллюзию движения, восхитительную игру света и теней, тепло солнечных лучей, льющихся сквозь стекло. Отражения, всплески и рябь на водной глади выглядят на ткани естественнее и живее, чем на бумаге. Все «водяные» эффекты создаются короткими разбрызгиваниями воска поверх краски. Набрызги водой имитируют дождевые капельки. Сбрызнем чуть влажную акриловую роспись водой с высоты не менее метра. Капли так натурально выглядят на готовом высушенном изделии, что хочется их промокнуть. Набрызги делают и краской, набирая ее на кисть и слегка стряхивая на влажную ткань. Они могут удачно замаскировать досадный огрех — пятнышко или единичное затекание краски под контур.
Необычные узоры можно получить, посыпав еще не высохшую работу морской солью, крупной или мелкой. Соль всасывает влагу из краски, и вокруг крупинки образуется красивый ореол с причудливыми очертаниями. Когда ткань высохнет, кристаллики соли сметаем щеткой и только потом убираем воск. Крупная соль на темном фоне дает великолепную картину падающих звезд на ночном августовском небе.
Эффектные приемы «сграффито», что значит «гравирование», и «кракле» «растрескивание», получаются царапанием воска. Попробуем кончиком разломанной скрепки нацарапать что- нибудь на застывшем воске, например слово или абстрактный узор. Потом капнем краской. Она по царапкам проникнет внутрь ткани, и в итоге получится почти настоящая гравировка. «Кракле» по-другому называется мраморизацией. Покрытый воском батик убираем на час в холодильник, а затем осторожно мнем его руками, чтобы на воске образовались трещинки и заломы в разных направлениях. В них вотрем краску цвета общего фона или еще темнее. Каждая трещинка будет выглядеть как естественная прожилка на полированной поверхности мрамора. Получается очень красиво, например, при росписи лепестка цветка или крыла бабочки. Приемами растрескивания воска можно имитировать старинный пергамент. Заметим, что случайные трещины воска с попавшей в них краской считаются дефектом батика.
Общее правило батика — накладывать восковой резерв только на сухую ткань. Если ткань влажная, краски обязательно подтекут под него. Но иногда так делают специально, чтобы получить мягкую размытость деталей, которая особенно хорошо смотрится на краях рисунка.
С помощью штампов получают рап- портный (повторяющийся) узор. Штампы можно сделать или подобрать что-нибудь подходящее среди домашних мелочей, например формочки для выпечки, гайки, болты. Важно, чтобы они были небольшими, иначе отпечаток не получится ровным. Штамп на несколько секунд окунаем в горячий воск, стряхиваем излишки и прикладываем к ткани в намеченных местах столько раз, сколько нужно. Затем ткань или красим целиком в растворе красителя, или разрисовываем кистью.
На густую краску и акриловый контур можно клеить бисер, декоративные блестки и пайетки. Завершающим штрихом работы может стать обведение фрагмента росписи контуром с золотым или серебряным пигментами. Получившиеся золотые и серебряные линии эффектно оттенят соответственно теплую или холодную гамму тонов рисунка.
Во всех техниках батика не так уж много жестких правил и непреложных истин. Простор для творчества огромен. Всегда можно придумать что-то новое, отражающее собственное видение и ощущение прекрасного. Каждая работа по-своему уникальна и неповторима. Батик — волшебный мир, яркий и радостный, праздник, который может стать и вашим.
М.Демина