Батик, прекрасное дитя воска и краски

БатикНа Востоке рассказывают ста­ринную легенду о юноше, подарившем миру батик — искусство декорирования тканей.

По бескрайней равнине, где ночью злые духи зажигали многочисленные факелы-звезды, а днем жестокие поры­вы ветра поднимали песок, который как ливневый дождь накрывал все вокруг, шел человек с тюком ткани на плечах. И не было в его сердце страха, но толь­ко решимость и отвага. И становился полуденный зной тяжким испытанием не только для него — деревья, не вы­держивая ужасающей жары, начинали плакать смоляными слезами. И юноша, присевший отдохнуть в спасительной прохладной тени такого дерева, вдруг увидел, как драгоценная ткань покрыва­ется каплями смолы, щедро льющейся с листьев. И пошел он дальше с тяжелым сердцем — не избежать ему страшного наказания за погубленную ткань. И ре­шил он никому не говорить о том, что случилось, благо высохшие на солнце пятна стали совсем незаметными. И окунули мастера-красильщики ткань в чан с густо разведенным синим индиго. И не было предела их изумлению, когда вместо ровно окрашенного полотна они увидели завораживающую взгляд картину ночного неба, на котором рас­сыпавшиеся звезды водили свой бес­конечный хоровод. И призвали к ответу юношу, и, ничего не утаивая, поведал он о том, как появились звезды на ткани. И собрался совет старейших и мудрейших, и рассудили они: «Да будет отныне лю­бой узор подвластен фантазии мастера, ибо нет ничего невозможного для рук человеческих».

БатикТак началась история батика — ре­месла и искусства художественной росписи тканей с помощью восковых или смоляных смесей. Такие смеси на­зывают резервами — ими покрывают участки, которые должны остаться не­закрашенными. Состав быстро впиты­вается в ткань и, как говорят художники, резервирует, то есть защищает ее от проникновения краски. После окраши­вания его удаляют, а на ткани остается светлый рисунок на цветном фоне.

На Восток!

Происхождение слова «батик» точно не известно. Возможно, его родина — ин­донезийский остров Ява, где с древних времен так называется и процесс укра­шения ткани, и сама ткань с готовым ри­сунком. «Батик» дословно переводится как «рисование горячей каплей воска». Впервые в письменных текстах батик, как покрытая узорами ткань, упоминается в голландских источниках, датируемых XVII веком. В то время голландцы, пор­тугальцы и чуть позже англичане начали привозить из Индии и Индонезии уди­вительные изделия. Настенные панно, напоминающие храмовые фрески, — едва различимые полоски воска на них выглядели, как трещинки на штукатурке. Роскошные шелковые ширмы с изобра­жениями бытовых сценок, пейзажей, ми­фологических сюжетов и тщательно вы­писанными цветной тушью загадочными иероглифами. Строгие кимоно и яркие цветастые саронги — так называется на­циональная одежда индонезийцев, по­хожая на широкую юбку, которую носят и мужчины, и женщины, — расписанные растительным орнаментом с райскими птицами и бабочками, парящими над диковинными цветами. И конечно же нежный легкий цветной шелк, ценив­шийся на вес золота и доставлявшийся в Индию и Центральную Азию по Великому шелковому пути из Китая.

По-видимому, искусство батика насчитывает не одно тысячелетие, и никто точно не знает, какой народ первым придумал использовать воск для защиты тканей от краски. Плиний Старший, живший в I веке н. э., упоми­нал о необычном способе крашения тканей в Египте. Белое полотнище расчерчивают и пропитывают бесц­ветными веществами. Внешне никак не изменившуюся ткань опускают в котел с горячей краской, а когда вынимают, на ней чудесным образом появляется цветной рисунок. То, что удивило Пли­ния Старшего, очень похоже на техно­логию батика.

И шелк распишу я тончайшим узором

Сложным и долгим был процесс соз­дания батика в древности. Нередко он занимал многие месяцы, а то и годы. Тончайшую хлопковую ткань мастера вымачивали, отбеливали, кипятили, покрывали воском — резервом, кра­сили, полоскали, сушили и так более десятка раз, отдельно для каждого цвета. На каждом этапе отработавший воск убирали кипячением. Восковые точки, отдельные линии, штрихи нано­сили с помощью специального медного инструмента — чантинга (иногда его называют тьянтинг или джантинг), по­хожего на чайник с бамбуковой ручкой и узким загнутым носиком — их могло быть и два, и три, разного диаметра. Из носиков расплавленный воск вытекал тоненькой струйкой или крупными ка­плями. Работа с ним требовала опыта и сноровки, терпения и крепкой руки — жирные кляксы пачкали и нарушали рисунок. Готовую высушенную ткань тщательно утюжили.

БатикРисунки древних поражают разноо­бразием и изысканностью: от простого геометрического узора до сложнейших композиций и сцен из старинных пре­даний и эпосов, изображений богов и даже портретов важных особ. У каждого мастера были собственные оригиналь­ные орнаменты и свои рецепты красок, которые держались в строжайшей тайне. Цветовая гамма создавалась наложением одного цвета на другой, начиная со светлых тонов и заканчивая темными. Краски использовались при­родного происхождения: синий индиго, добываемый из растения индигоферы красильной, семейства бобовых, тепло­коричневая краска из коры дерева сога, темно-красная — из листьев моринды, индийской шелковицы. Использова­ли и порошок из обрезков слоновой кости. Смешением только этих красок получали множество оттенков синего, коричневого, красного, а также зе­леные и фиолетовые тона. Резервом служили не только воск или смолы, но и, например, густые пасты из рисовой муки. Их наносили на ткань бамбуковой палочкой. Есть упоминания о резерве из речного ила, который не удаляли, а окрашивали отдельно красителем из древесной коры.

В технике батика исполнялись зана­вески, портьеры, балдахины, пологи, настенные украшения, одежда и доро­гие ткани для обрядов и религиозных церемоний. В Китае при окрашивании шелка иногда использовался прием «обратного» батика. Ткань красили целиком, затем горячим воском нано­сили узор, и помещали ее в щелочной раствор. Краска смывалась, и лишь места, зарезервированные воском, оставались окрашенными. Операцию повторяли два-три раза и получали цветные рисунки. Вероятно, здесь же, в Китае, появилась так называемая сво­бодная, без резервирующих составов, техника росписи тканей растительными и минеральными красками, а также цветной тушью.

БатикБатики, впервые привезенные с Востока, покоряли своей красотой, яр­костью и изяществом исполнения. Ка­чество окраски импортируемых тканей было неизмеримо выше европейского — стойкие растительные красители не линяли при стирке, как анилиновые, использовавшиеся в Европе при про­изводстве набивных ситцев. Растущий спрос на батики заметно подтолкнул европейское текстильное производ­ство. В 30-е годы XIX века в Голландии и Германии одна за другой открываются фабрики по производству батика. Для удешевления изделий и ускорения про­цесса — ведь просвещенному Западу, живущему в суете мирской, ждать было некогда — резерв начали наносить с помощью медных печатных штампов с незатейливым узором. Позже был придуман прибор, поддерживающий воск в горячем состоянии. Фабричные батики лишь имитировали ручную ра­боту и были похожи друг на друга, как близнецы. Впрочем, к чести европей­цев стоит отметить, что практически на каждой фабрике оставались и настоящие художники, разрисовывавшие ткани вручную в классической технике горячего батика и выпускавшие высоко­качественные уникальные изделия.

Новый расцвет искусство батика получило в начале XX века, гармонично вписавшись в стиль арт-нуво. В наше время батик как способ ручной росписи тканей стал популярным хобби. Новые материалы, удобные инструменты, синтетические красители заметно упростили технологию и сделали ее до­ступной практически каждому. Совсем необязательно иметь художественное образование или способности к рисо­ванию. Единственное, что нужно, — это желание и чуть-чуть вдохновения. Руч­ной батик дарит огромное удовольствие от ощущения себя творцом, первопро­ходцем. Он привлекает своей непред­сказуемостью и неповторимостью. Попробуйте! Освоив работу с воском и красками, вы научитесь расписывать палантины, шарфы и платья, сумочки и пояса, абажуры и шторы, скатерти, по­душки и покрывала, рамки, открытки и панно. А как хороши и дороги вещи, сде­ланные своими собственными руками!

Пожалуйста, погорячее

Батик родился «горячим». Именно с техники горячего батика, трудоемкой и сложной, предполагающей исполь­зование резерва в расплавленном состоянии, и началась его история. Исполняется он на шелке или хлопке. Резервом служит смесь парафина, стеарина и воска — искусственного или, что лучше, пчелиного. В некоторые прописи включается вазелин. Опытные мастера сами подбирают оптимальное соотношение компонентов, варьируя пластичность, вязкость, текучесть сме­си. Она должна подходить к фактуре расписываемой ткани и, значит, соот­ветствовать ширине трубочки-носика рабочего инструмента. Чем уже носик, тем тоньше будет контурная линия. На первых порах лучше пользоваться готовыми резервами или проверен­ными рецептами. Все составляющие засыпаем в металлическую кастрюльку и плавим на плите на водяной бане. Ни одна капелька воды не должна попасть в кипящий воск, чтобы не случился не­ожиданный фейерверк. Форточку лучше держать открытой — горе-мастеру, на­дышавшемуся парафиновыми парами, придется брать незапланированный тайм-аут. Резерв готов, когда он стано­вится совсем прозрачным. Молочно­мутный его цвет означает, что он недо­статочно нагрет и не сможет полностью пропитать тканевые волокна.

Чтобы легко работалось с тканью, ее надо намочить, туго натянуть на деревянную рамку и часто-часто, че­рез каждые пять сантиметров, закре­пить булавками, размещая их строго одну напротив другой. Таким образом должно получиться подобие хорошего барабана. Рамку можно смастерить самостоятельно, соединив шурупами четыре деревянные тщательно отполи­рованные планки. Если размеры ткани невелики, вполне подойдут и пяльцы для вышивания.

Когда ткань высохнет, начинаем переносить на нее выбранный рисунок тонким отстирывающимся карандашом. Если работа небольшая, можно ис­пользовать фантомный маркер, линии которого исчезнут сами через короткое время. Чем выше влажность в поме­щении, тем быстрее они испарятся. Поэтому на большие площади удобнее переводить рисунок по частям. Будет обидно, если он исчезнет раньше, чем мы закончим роспись. Самые светлые участки и те, которые должны остаться незакрашенными, покрываем кистью слоем расплавленного воска. Тонкими линиями обводим намеченные контуры. Работать с воском надо быстро и акку­ратно, не допуская горячих луж на ткани.

Затем приступаем к росписи — на­носим пятна разных цветов на места, где предполагаются светлые тона. На подсо­хшую ткань опять наносим воск и снова раскрашиваем, идя от светлых тонов к темным. Такая процедура называется перекрытием. Для получения сложных многоцветных композиций каждое кра­сочное пятно перекрывают по три-четыре раза. Цвет нужно подбирать тщательно и заранее, чтобы не получить грязные, мутные оттенки. Резерв хорошо ложится только на сухую ткань, подсушивать ее можно феном, не очень горячей струей воздуха, чтобы не расплавился воск. Если нужен темный фон, на последней стадии все незарезервированные участки пере­крываем темной краской.

Наконец, вся поверхность ткани по­крыта воском, и из-под него тускло про­свечивает задуманный рисунок. Даем ткани «отдохнуть» около суток, чтобы краска лучше впиталась.

Затем наступает время снятия воска. По возможности, его надо механически соскрести, а остатки убрать горячим утюгом. Для этого кладем ткань между несколькими слоями писчей или крафт- бумаги — особо прочной оберточной бумаги желто-коричневого цвета — и утюжим до тех пор, пока бумага не ста­нет чистой. Менять ее придется не один раз. Только теперь рисунок засияет всеми своими красками. Но любоваться им пока рано. Батик надо запарить или обработать утюгом для закрепления красок, чтобы они не смылись и не поблекли при многократных стирках и чистках.

Узор холодный на кончике пера

Технология «холодного» батика — с ре­зервом, не требующим нагрева, — была придумана в нашей стране в 30-е годы прошлого века. Она проще и безопас­нее в исполнении и особенно хороша при работе дома, в тишине своей кухни. Холодный батик требует особой вдум­чивости и кропотливости, внимания к мелким деталям. Рисунки холодной технологии батика не так живописны, зато они более графичны.

Резерв представляет собой густую, прозрачную или слегка желтоватую мас­су, по консистенции похожую на жидкий мед, состоящую из парафина, резиново­го клея и химически чистого бензина (та­кой бензин пахнет очень слабо). Иногда в состав вводится канифоль. Резерв можно купить уже готовым в удобном для работы тюбике. Исполняется холодный батик на шелке, но для начала можно попробовать и на тонком хлопке. Карандашные линии на ткани аккуратно обводим резервом прямо из носика тюбика или с помощью стеклянной трубочки с резервуаром. Держать ее надо перпендикулярно тка­ни. Резервирующие линии обязательно должны быть замкнутыми. Для провер­ки сбрызнем ткань водой — в местах разрывов вода перетечет за линию. Их подправляем резервом, предварительно высушив ткань. Готовое полотно станет похожим на витражное стекло.

Когда резерв окончательно высохнет, начинаем роспись — в каждую получив­шуюся ячейку заливаем краску в один слой. Можно накладывать тона друг на друга в пределах отдельной ячейки, следя за тем, чтобы краска успевала подсыхать. Для детализации рисунка и усложнения композиции можно на­носить новые резервные линии на уже окрашенные участки. Снимается холод­ный резерв стиркой готового изделия в теплой воде. На плотные ткани резерв надо наносить с двух сторон для лучшей пропитки волокон.

БатикЕсли вы имеете некоторый опыт и достаточно уверены в своих силах, по­пробуйте оставить разрывы в контуре рисунка. В этих местах краска плавно перетечет из цвета в цвет, причудливо смешаются линии, что может придать дополнительную прелесть и воздуш­ность рисунку. Ничего страшного, если сначала получатся неопрятные затеки и кляксы. Кто не прошел через такие «аварии», тот мало чему научился.

Холодные резервы выпускаются и цветными. В их основной состав добав­ляют обезжиренную художественную масляную краску. Если используется прозрачный бесцветный резерв, на шелке останутся заметные светлые линии, и рисунок будет выглядеть осо­бенно графичным. Это само по себе мо­жет быть интересным приемом. Чтобы его обыграть и усилить, берите резерв черного цвета. Если линии контура надо сделать менее заметными, в бесцвет­ный резерв добавьте чуть-чуть темно­го. На ткани, изначально окрашенной, бесцветный резерв даст практически незаметные линии, он «спрячется» в цвет ткани.

Современные цветные акриловые контуры для холодного батика резерва­ми не являются, поскольку не могут пол­ностью пропитать ткань, но ими можно замаскировать карандашную линию, исправить дефект контура, добавить блеска, подчеркнуть графичность, уточ­нить рисунок. Их можно использовать как последний штрих в декорировании готового изделия. Закрепляются они горячим утюгом. Надо иметь в виду, что акриловые контуры немного выступают над поверхностью ткани, сообщая ей рельефность и жесткость. Поэтому она становится малопластичной, тяжелой.

Узелки на память

Хотя узелковую технику традиционно относят к батику, на самом деле она та­ковой не является. «Узелки», «драпри», «бандан», «планги», «сибори» — не что иное, как способы крашения тканей с помощью их складывания в опреде­ленной последовательности, сжатия, драпировки, прошивания, заматывания, завязывания узелками. В средневековой Индии красили ткани, свивая их в жгуты или завязывая узлы. Опущенная в кра­сильный чан, такая ткань полностью не прокрашивалась, в результате чего на ней возникали фантазийные абстракт­ные узоры.

Завяжем на ткани много-много узел­ков крепкими швейными нитками при­мерно на равном расстоянии друг от друга. Внутрь узелков можно положить маленькие пуговички или камушки. Эти места не прокрасятся и сохранят перво­начальный цвет ткани. Полученную заготовку, похожую на фантастическое многолапое насекомое, хорошо смочим водой и нанесем на узелки кистью кра­ску. Можно использовать разные тона в несколько слоев, давая каждому под­сохнуть. Цвета должны быть подобраны и опробованы заранее. Когда ткань окончательно высохнет, а на это уйдет несколько суток, аккуратно разрежем ножницами все нитки, держащие узел­ки, и расправим ткань. Если не нужен эффект «сжатости», ткань надо прогла­дить горячим утюгом. Узор, равномерно повторяющийся по всему полотну, складывается из замысловатых линий, кругов, вертикальных и горизонтальных полос и напоминает картинки детского калейдоскопа. Это особенно хорошо заметно, если красить сухую ткань — тона резко переходят друг в друга, создавая эффект графичности. Можно окрашивать ткань в несколько приемов, завязывая новые узелки. При крашении влажной ткани границы переходов не­заметны, краска мягко и плавно пере­текает из тона в тон.

В технике «драпри» влажную ткань драпируют на плотном листе картона красивыми глубокими складками и покрывают выступающие верха в не­сколько слоев краской, давая излишкам свободно стекать на картон. На готовой ткани получаются разбросанные пятна, — чем плотнее была драпировка, тем они будут больше, — с расплывчатыми, перетекающими друг в друга краями и переходами тонов от светлого к темно­му. Узоры узелковой техники повторить в точности почти невозможно, и в этом их загадочная прелесть.

Свободная несвободная роспись

Свободная роспись ткани доступна опытным, уже сложившимся художни­кам. В этой технике создаются насто­ящие шедевры батика, нисколько не уступающие традиционной живописи маслом. Она дает необыкновенно кра­сивые переливы тонов и игру красок, цветовые сочетания мазков, эффектные размывания пятен и линий.

Свободная роспись свободна лишь относительно. Ведь шелк — это не бумага, не дерево и даже не холст. Не­обходимо иметь опыт работы в разных техниках живописи, рисунка, графики, владеть в совершенстве кистью пре­жде, чем позволить краске свободно гулять по ткани. Иначе неизбежны грязные затекания, размывки и другие сюрпризы.

Ткань для свободной росписи надо предварительно готовить с учетом ее фактуры, состава, толщины и плотно­сти переплетения волокон. На плотных материалах рисунки получаются ярче. Для свободной росписи нет лучше тканей, чем натуральные шелковые: непрозрачный с мягким блеском туаль, тонкий воздушный фуляр, легкий, почти прозрачный эксцельсиор, плотный мяг­кий атлас, фактурный жаккард, а также шелка крепового переплетения: шифон, креп-жоржет и крепдешин. Хороши на­туральные хлопчатобумажные ткани — хлопок, лен, ситец, поплин, батист, креп- сатин, кисея, вуаль. Из искусственных

только вискоза. Синтетика жестче, ее волокна обладают плохой впитывающей способностью. Расписывать ее можно только акриловыми красками. И даже их не всегда удается закрепить — они смываются при первой же стирке.

Любую ткань сначала надо высти­рать, чтобы смыть аппретирующий (водоотталкивающий) состав, которым обрабатывают фабричные материалы. Для уменьшения растекания красок ткани грунтуют, то есть широкой кистью равномерно покрывают загустителем, например готовым акварельным грун­том или крахмалом. С этой целью часто используется поваренная соль. Ткань перед росписью полощут в крепком со­левом растворе. Грунтовкой может стать уже нанесенный высохший слой краски — следующие слои растекаться на нем почти не будут. Загустители, в том числе и соль, можно непосредственно вводить в краски. Соль не только препятствует их растеканию, но и усиливает яркость цвета. На загрунтованной солью ткани можно писать тушью в стиле старинной китайской живописи.

Рисунок наносится на ткань свободны­ми мазками, как в технике акварели по влажной бумаге. Цвета чуть растекаются, перемешиваются друг с другом. Плав­ные переходы тонов создают иллюзию воздушной легкости и невесомости. Детализация рисунка «сухой кистью» с минимальным количеством краски осу­ществляется уже по высохшим слоям, как по грунту. Влажная кисть может дать нежелательные подтеки в виде ореолов. Иногда на некоторых участках роспись со­четается с контурной обводкой резервом. Заключительная отделка и перекрытия фона исполняются также при помощи холодных резервирующих составов. Ре­зерв удаляют с ткани стиркой в мягком моющем средстве.

Краска, я тебя знаю

Для росписи тканей используются со­временные синтетические краски, по прочности не уступающие натуральным,

анилиновые и акриловые. Цветовая палитра, имеющаяся в продаже в худо­жественных салонах, огромна и может удовлетворить самый взыскательный вкус. Краски хорошо смешиваются, соз­давая новые оттенки. Отличаются они друг от друга способом закрепления на ткани. Акриловые достаточно прогладить горячим утюгом. Анилиновые, которые правильнее называть не красками, а красителями, надо фиксировать горячим паром — запаривать.

Процедура эта не так проста, как кажет­ся на первый взгляд. Лучше всего, если есть возможность воспользоваться ме­дицинским автоклавом для белья. Если нет, устраиваем «баню» в баке или ведре с кипящей водой. Ткань надо свернуть в рыхлый сверток — если он будет тугим, могут остаться «вечные» складки — и под­весить так, чтобы он, не касаясь ни воды, ни стенок емкости, полностью обвола­кивался паром. Анилиновые красители относятся к классу активных красителей, их иногда называют профессиональ­ными. Они хорошо пропитывают ткань, не изменяя ее фактуры, и она остается мягкой и пластичной. При высыхании цвет анилиновых красок слегка блекнет, но после запаривания становится даже ярче и чище, чем в сыром виде.

Акриловые краски, появившиеся в первой половине XX века, представляют собой полимер акриловой кислоты с пигментами. Они не проникают внутрь волокон ткани, а обволакивают их. По­этому ткань уплотняется, становится скользкой, жесткой, менее пластичной. Как шутят художники, акрил «армирует» ткань. Акриловые краски разводятся водой, но после высыхания в воде не растворяются. Размыть их нельзя, и по­этому они становятся хорошим грунтом для ткани в технике свободной росписи. Новые слои краски другого цвета не растекаются, и создается эффект оп­тического наложения.

Степень растекаемости красок в любой технике батика надо держать под кон­тролем и по возможности регулировать. Краски, обладающие большой текучестью, могут подтекать под резервирующий контур. Впрочем, даже такие ляпы опыт­ные художники обращают в достоинства — небольшая размытость рисунка может придать ему дополнительный шарм. Из­лишнюю растекаемость красок уменьшают загустителями, например крахмалом, же­латином, поваренной солью, альгинатом натрия (пищевая добавка Е401). Когда не так важен оттенок цвета, краску можно за­густить плотной белой основой. Бывает, что краска плохо или совсем не растекается по ткани, тогда ее надо разбавить водой, если вы работаете с акрилом, или спиртом, в случае анилиновых красителей.

Как выразить себя

Работать с цветом в технике батика не­обычайно интересно. Новые оттенки создаются наложением тонов прямо на ткани, а цвета, которые надо сохранить, покрываются резервом. Прежде чем вы­брать цвет, а ведь он определяет конечный результат, надо представить себе изо­бражаемый предмет: его относительные размеры, каков он на ощупь, как отражает свет. Средствами батика можно передать текстуру, ощущение объема, иллюзию движения, восхитительную игру света и теней, тепло солнечных лучей, льющихся сквозь стекло. Отражения, всплески и рябь на водной глади выглядят на ткани естественнее и живее, чем на бумаге. Все «водяные» эффекты создаются короткими разбрызгиваниями воска поверх краски. Набрызги водой имитируют дождевые капельки. Сбрызнем чуть влажную акри­ловую роспись водой с высоты не менее метра. Капли так натурально выглядят на готовом высушенном изделии, что хочется их промокнуть. Набрызги делают и краской, набирая ее на кисть и слегка стряхивая на влажную ткань. Они могут удачно замаскировать досадный огрех — пятнышко или единичное затекание краски под контур.

Необычные узоры можно получить, посыпав еще не высохшую работу мор­ской солью, крупной или мелкой. Соль всасывает влагу из краски, и вокруг крупинки образуется красивый ореол с причудливыми очертаниями. Когда ткань высохнет, кристаллики соли сме­таем щеткой и только потом убираем воск. Крупная соль на темном фоне дает великолепную картину падающих звезд на ночном августовском небе.

Эффектные приемы «сграффито», что значит «гравирование», и «кракле» «растрескивание», получаются ца­рапанием воска. Попробуем кончиком разломанной скрепки нацарапать что- нибудь на застывшем воске, например слово или абстрактный узор. Потом капнем краской. Она по царапкам про­никнет внутрь ткани, и в итоге получится почти настоящая гравировка. «Кракле» по-другому называется мраморизацией. Покрытый воском батик убираем на час в холодильник, а затем осторожно мнем его руками, чтобы на воске обра­зовались трещинки и заломы в разных направлениях. В них вотрем краску цвета общего фона или еще темнее. Каждая трещинка будет выглядеть как естественная прожилка на полирован­ной поверхности мрамора. Получается очень красиво, например, при росписи лепестка цветка или крыла бабочки. Приемами растрескивания воска можно имитировать старинный пергамент. За­метим, что случайные трещины воска с попавшей в них краской считаются дефектом батика.

БатикОбщее правило батика — наклады­вать восковой резерв только на сухую ткань. Если ткань влажная, краски обя­зательно подтекут под него. Но иногда так делают специально, чтобы получить мягкую размытость деталей, которая особенно хорошо смотрится на краях рисунка.

С помощью штампов получают рап- портный (повторяющийся) узор. Штам­пы можно сделать или подобрать что-нибудь подходящее среди домашних мелочей, например формочки для вы­печки, гайки, болты. Важно, чтобы они были небольшими, иначе отпечаток не получится ровным. Штамп на несколько секунд окунаем в горячий воск, стряхи­ваем излишки и прикладываем к ткани в намеченных местах столько раз, сколько нужно. Затем ткань или красим целиком в растворе красителя, или разрисовы­ваем кистью.

На густую краску и акриловый контур можно клеить бисер, декоративные блестки и пайетки. Завершающим штрихом работы может стать обведение фрагмента росписи контуром с золотым или серебряным пигментами. Получив­шиеся золотые и серебряные линии эф­фектно оттенят соответственно теплую или холодную гамму тонов рисунка.

Во всех техниках батика не так уж много жестких правил и непреложных истин. Простор для творчества огромен. Всегда можно придумать что-то новое, отражающее собственное видение и ощущение прекрасного. Каждая работа по-своему уникальна и неповторима. Батик — волшебный мир, яркий и ра­достный, праздник, который может стать и вашим.

М.Демина

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>